Ода про ротацию цепей, их замену и попадос на 250$

Разъединенная велосипедная цепь

Как определить, что срок службы велосипедной цепи подходит к концу? Очень просто. Взять линейку и замерить десять пар велосипедных звеньев. У новой цепи будет 10 дюймов, или 254 миллиметра.

А чем дальше этот показатель от изначального – тем больше выработка цепи, и тем сильнее она “растянута”. Причем, она не просто растягивается, она еще и “съедает” велосипедные звездочки, зубья которых в запущенном случае превращаются в такого рода “иголки”.

Как я попал на 250 баксов

Во времена первого велосипеда Haro Escape 8.1 мне никто не рассказывал, что “цепи растягиваются”, “звезды съедаются” и другие радости жизни. Я просто ездил, и где-то в конце лета ко мне в гости приехал друг Бармалей. Мы ему купили велик, такой же, как у меня, жил я тогда в подмосковье и мы выкатились на природу.

Все началось очень даже хорошо. Я поначалу ехал рядом с Бармалеем, а потом потихоньку начал показывать, чему я научился за это лето 🙂 т.е. “вы…пендриваться”. Поставил довольно таки “тяжелую” передачу (спереди самую большую звезду, сзади почти самую маленькую), разогнался на дне оврага и начал вваливать вверх по склону. Инерция заканчивалась – я встал на ноги и начал валить стоя.

Внезапно, вдруг (ну как всегда, ох, ах 🙂 ) сзади раздался какой-то щелчок и хруст. Я почему-то не смог провернуть педали на очередной оборот, они встали колом, вел тоже встал колом ну и я завалился в кусты. 

Бармалей неспешно догонял меня пешком, ну а я подбежал к своему байку. Глазам предстала печальная картина. Задний переключатель почему-то был завернут вверх и вперед, и затянут в спицы. Две спицы лопнуло. Цепь… Ах, эта цепь… Она была порвана.

Хронология развития событий (0.5 секунды)

Как оказалось. Я профукал момент максимальной растяжки цепи. Дал хорошую нагрузку. Цепь лопнула. Зацепила выступом задний переключатель, а так как я в этот момент вваливал стоя в гору – переключатель начало затягивать вверх. Петух (такая железка, которая одной стороной крепится к раме, а к второй стороне крепится переключатель) – был завернут в очень странную спираль. Затем переклюк сверху затянуло в спицы. Я богатырским движением ног две спицы порвал. И наконец-то все это остановилось вместе со мной, точнее остановило меня.

Все можно купить. Почти

Петух держатель заднего переключателя

Цепь купил новую (три).
Задний переключатель Shimano  XT (я уже успел его проапгрейдить, он был новый) – на свалку. Рамку крепления роликов повело так, что я ее не смог выправить. Результат – покупка нового.
Две спицы оказались самым дешевым из всего. 
Петух под мой велик – нигде не продавался.  Ни в одном закутке велоМосквы. Ни у официалов. Вообще нигде. Вот это была настоящая жопа. Из-за куска фрезерованного алюминия я не мог поставить переклюк, а велик не ехал без переклюка.

Вообще петух – как видно на фотографии – это сложно-выгнутая-фрезернутая-штампанутая штука, которая позволяет заднему переключателю корректно перемещаться относительно задней кассеты. И самая большая засада – на велосипеде КАЖДОЙ марки петух СВОЕЙ, и только своей формы/вида. Они между собой несовместимы ВООБЩЕ НИКАК.

К счастью на каком-то форуме мне подсказали контакты “своего” фрезеровщика. Я его вызвонил, встретился, показал загнутый буквой S петух и спросил “можно ли сделать новый, а лучше ДВА”! Он посмотрел на этот кусок металла, от которого зависела вся моя дальнейшая велокарьера, что-то сказал, что “нужно сначала этот править, потом делать оправку, иначе ничего не выйдет” и какие-то другие технические вещи.

Он сделал мне два петуха, не помню, сколько я ему отдал за это денег. Может много, может мало. Просто наличие этой железки давало возможность ездить, поэтому цена была неважна. Он даже попал во все размеры, когда их снимал с отрихтованного петуха. Все передачи переключались корректно. Через две с половиной недели простоя я вновь был на колесах.

Поэтому

Ребята, следите за цепью. Эта железка за 10 долларов может крепко попортить вам нервы.

Как следить за цепью, и продлить ей жизнь?

Просто. Для начала заводим привычку замерять ее “на растяжение”. И либо считаем сами километраж, либо поручаем это какой-нибудь программе. К примеру, я сам не слежу (сейчас), сколько я проехал на своей цепи/кассете/резине/велосипеде. Это делает за меня Garmin Connect.

Инвентарь в Garmin Connect
Инвентарь в Garmin Connect

Заводим все свои железки (подверженные износу) в Инвентаре. И как только наступает момент замены по километражу – программа выбрасывает предупреждение. Здесь видно, что Цепь 1 отходила первый цикл (711 км), вторая цепь на подходе к замене на третью. Сразу видно, сколько отходила резина/звезды. Велосипед, кроссовки на других вкладках.

UPD: Цепь на фотографии оказалась латентно (скрытно) полностью сдохшей. Этот метод замера не смог показать, что цепь пора выбрасывать. Как это выяснилось – читайте здесь.

Длина 10 звеньев цепи 10 дюймов
Длина 10 пар звеньев цепи 10 дюймов или 254 миллиметра

Саму цепь прикладываем к линейке.

Длина 10 звеньев цепи 254 миллиметра
Где заканчивается десятая пара? 255 мм. Еще походит.

И смотрим, где заканчивается десятая пара. Максимальное растяжение цепи нужно смотреть на сайте производителя под конкретную модель.

Замок цепи, или как ее снять?

Есть два способа. Первый – попроще (но изначально менее надежен), второй – посложнее.

Выработанный замок велосипедной цепи
Выработанный замок велосипедной цепи

Цепь может застегиваться, к примеру, при помощи специального замка. Такой замок можно купить отдельно, стоит он не сильно дорого. Из плюсов – нужны всего лишь плоскогубцы чтобы защелкнуть/расщелкнуть цепь и быстро ее снять/одеть. Из минусов – соединение не очень надежно. На Trek Equinox E7, когда я отмывал цепь, я его просто не заметил под слоем сала. Нашел только тогда, когда начал настраивать задний переключатель.

По привычке (когда-то у меня такой стоял на Харо) я потянулся за самыми большими плоскогубцами, чтобы расщелкнуть замок. Он защелкивается-расщелкивается с таким хорошим характерным щелчком. Однако, щелчка не последовало, и я с удивлением смог закрыть-раскрыть замок пальцами. Он ВООБЩЕ не защелкивался.

Посмотрите на фотку – и вы увидите, насколько он выработался. От подшипников на нем проточки глубиной где-то в 0,3-0,4 мм. Еще немного и абзац 🙂 Походу предыдущий хозяин купил этот замок вместе с велосипедом и за 6 лет не менял его ни разу 🙂

Ну а второй момент – при неудачном стечении обстоятельств этот замок с убитой фиксацией мог бы просто расстегнуться на ходу, и могло бы случиться повторение вышеописанной истории.

Надежно и правильно.

Выжимка пинов велосипедной цепи
Выжимка пинов велосипедной цепи

Но менее удобно 🙂 Взять и купить выжимку цепи. И соединять – разъединять цепь при помощи нее.

Выжимки бывают разные – дешевые и не очень. У меня выжимка с поджимным болтом (видно слева), в котором установлен подпружиненный пин. Он удобен для совмещения двух частей цепи – т.е. заходит в незажатую цепь – удерживает ее. А когда вдавливаем штатный пин – подпружиненный уходит в поджимной болт. Его видно на нижней фотографии. Цену вопроса не помню   – покупал во времена первого велосипеда.

Разъединенная велосипедная цепь
Разъединенная велосипедная цепь, пин до конца не выдавлен

Когда разбираете цепь – не выдавливаете пин до конца. Оставьте его немного торчать “внутрь” между щечками. Это вам поможет “вщелкнуть” и удержать другой конец цепи, когда будете ее ставить на велик. Со своей цепи я убрал парную часть от замка, чтобы собрать ее обратно уже без убитого замка.

Сколько цепей нужно для счастья?

Подменные велосипедные цепи для ротации 700 километров
2 из трех подменных цепей. Третья на велосипеде 🙂

Я остановился на трех. Для каждой цепи определил пробег в 700 километров для межинтервальной замены. Просто если вы будете ездить на одной цепи – то, когда вы проедете на ней 2000 километров – она растянется, и съест зубья на звездах. Если вы поменяете ее в этот момент на новую – то новая цепь начнет проскакивать на зубьях, так как у нее будет стандартный “новый” шаг в 25,4 мм между звеньями, а звезда уже будет иметь бОльший шаг под выработанную цепь. И придется менять звезды.

Как поставить цепь на велик?

Как пишут инструкции “собрать в обратном порядке” 🙂 Но здесь есть несколько нюансов. Первый – на заднем переклюке бывает такая поперечная пластинка между роликами. Если продеть цепь не с той стороны от этой пластинки – то она просто не будет нормально вращаться. Обидно заново распрессовывать цепь.

Запрессовываем пин велосипедной цепи
Запрессовываем пин велосипедной цепи

Второй момент – когда проденете цепь через все переключатели – ролики – кассеты, скиньте цепь с передних звезд к валу каретки. Тогда вам не придется преодолевать сопротивление пружины заднего переключателя, одновременно совмещать концы двух цепей и пытаться на это все насадить выжимку цепи для запрессовки пина, и попасть в запрессовываемый пин. Сэкономите много нервов – проверял на себе 🙂

Третий момент – постарайтесь не использовать для последующей распрессовки – запрессовки один и тот же пин дважды. Как это сделать – я не знаю, но по закону больших чисел из 116 пинов два раза подряд попасться один и тот-же не может 🙂

Четвертый момент – когда вы запрессуете пин – то цепь “сожмется” и зажмет ролик. Этого оставлять просто так не нужно, потому что цепь должна иметь свободу движения в поперечном направлении – ей по кассете скакать. Для этого – просто переворачиваем запрессовщик с другой стороны и слегка вдавливаем выскочивший пин на место (увидите, когда запрессуете).

После этого цепью можно пользоваться  на все 100%.

А как часто вы меняете цепь на вашем велосипеде?

Алекс “На Байке” Сидоров

Блюдо дня: Разминка на балке подъемного крана на высоте 100 метров без страховки. Адреналино-зависимые люди, однако 🙂

экстремалы - разминка на высоте
Оцените запись:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (125 голосов, рейтинг: 4,72 из 5)