Вот что я понял из состояния обмотки руля велосипеда, который мне достался. Оплетка велосипедного руля перематывается своими руками в двух случаях: при покупке, или когда она превращается в труху
Вообще все затеивалось не из-за того, что мне хотелось поковыряться в руле велосипеда, а из-за того, что мне нужно было поменять левую и правую тормозные ручки местами. Так как тормозные шланги на шоссейнике запрятаны под обмотку — пришлось ее раскручивать и реставрировать.
Оцениваем фронт работы по перемотке
Вот в каком виде до меня дошла оплетка на руль велосипеда. Из плюсов — все очень мягко, удобно. Из минусов — засалено, неэстетично и затерто почти до дыр
Аккуратно попытался снять клейкую ленту Fizik с начала оплетки около тормозных ручек на руле. Ничего не получилось — качество 300% — она вклеилась так, что либо отрывала кусочки оплетки, либо тянулась сама. Но не отклеивалась. Пришлось воспользоваться лезвием и аккуратно взрезать по контуру рулевой обмотки.
Ах, да. Забыл сказать, что новые оплетки мне пока еще не пришли, поэтому старые я планировал размотать и затем опять намотать.
Смотал первый слой. Это была лента Fizik, причем очень приличного качества. Лента на велосипедный руль состоит из двух частей — полоска искусственной замши с перфорацией, и подшитой к ней красной полоской «под кожу». Все это подбито тонким слоем амортизирующего материала, и посередине наклеена липкая двухсторонняя лента, чтобы обмотка не сползала и держалась на руле. Но, пока я ее снимал — этот двухсторонний скотч пришел в полную негодность, и вопрос обратной обмотки велосипедного руля оставался открытым.
Под ним оказался второй слой обмотки. Походу уже родной — с логотипом B — Бонтрайджер. Это была тонкая искусственная замша, которая уже начала осыпаться от прикосновений (я понял, зачем предыдущий хозяин намотал поверх нее Физика ). Клейкий слой, конечно же, был никакой, второй слой был смотан и брошен рядом с верхним.
На руле под этим всем оказался намотанным Третий (!) слой белой пенистой ленты, тоже с логотипом Бонтрайджер. Изрядно затасканный, и уже не белый Смотался он легче всех, так как не содержал никаких клеевых элементов.
Все три слоя обмотки шоссейного руля крепились огромным количеством кусочков изоленты и скотча по краям, которых у меня накопилось в результате метров пять суммарно
.
И только теперь я смог увидеть «голый руль» шоссейника, с рубашками тормозных тросов, которые были закреплены черной изолентой.
.
Смазываем троса и рубашки тормозов/ переключателей скоростей.
Пока я что-то искал на сайте Чейнреакшнс, набрел на тормозные рубашки от Shimano XTR. В их описании было черным по белому написано «Высококачественные тормозные рубашки, с набитой в них силиконовой смазкой». Вот эта фраза меня и вдохновила на метод смазки (раз уж японцы используют силикон, почему бы и мне не воспользоваться этим?)
У меня как раз появился флакончик с гелеобразной силиконовой смазкой. Осталось решить, как ее запихать, собственно, в шланги. В интернетах продаются разные устройства для смазки, к примеру — такое. Стоят каких-то конских денег за кусок фрезерованного алюминия (порядка полутора-двух тысяч).
Я пошел другим путем, потратив на устройство смазки около 12 рублей. Это обычный 5-ти миллилитровый шприц с иголкой. Порядок действия такой:
- отсоединяем трос от тормоза/переключателя
- снимаем с кончика троса алюминиевую заглушку от распушения
- вытаскиваем трос из рубашки
- смазываем трос этой смазкой
- выставляем верхний конец рубашки вертикально
- шприцом заливаем в рубашку через иголку полтора-два миллилитра силиконовой смазки (давить придется сильно)
- заливаем с верхней точки, чтобы самотеком текло вниз
- в точке выхода подкладываем тряпку (излишки оттуда выльются)
- засовываем трос на место
Для того, чтобы трос не «распушился» в процессе вытаскивания/засовывания, используем чудо-средство. Перед тем, как вытащить (сразу как снимете алюминиевый колпачок). После него можно даже не надевать алюминиевый колпачок — трос не расползется и не расплетется на кончике. Это — суперклей за 10 рублей. Если кончик троса в масле или в грязи — его нужно будет предварительно обезжирить, к примеру, спиртом.
Обратная обмотка шоссейного руля
Итак, ручки поменяны местами. Я начал все собирать в обратном порядке.
Подсказка: Если вы планируете навешивать на руль разного рода фонари/GPS навигаторы/велокомпьютеры/лежаки/держалки фонарей-велокомпьютеров, то предварительно навесьте все это на руль, а потом уже укладывайте шланги.
Потому что, к примеру, правый шланг тормоза у меня ушел на выходе вниз-назад (штатно, как обычно), НО левый пришлось закладывать вверх-вперед, так как в этом месте я повесил велофонарь. А с установленным фонарем этот шланг в положении назад-вниз банально не встает (смотрите фотку, на ней как раз видно этот тормозной шланг от левой ручки, идущий сверху и вперед, на фотке ниже — правый шланг уходит вниз-назад).
И, второй момент — больше комичный. Я всю жизнь ездил на MTB-горных велосипедах. И тормозные шланги/шланги переключения скоростей под обмотку шоссейника никогда не закладывал, они всегда висели и висят перед рулем. Так вот. В процессе разборки и последующей сборки у меня вылетело из головы, что передо мной шоссейник.
Когда я поменял тормозные ручки местами — меня переклинило. Я искренне удивился, что эти тормозные шланги ну ооочень длинные и висят перед рулем чуть ли не до оси переднего колеса. Мне это совершенно не понравилось. И я, в заморочке, на полном серьезе начал доставать микроболгарку, чтобы укоротить эти шланги и тормозные тросы, дабы они не цеплялись за все подряд. С мыслями «Куда смотрели сборщики велосипеда, что шланги так провисают»…
К счастью эпик фейла не произошло, в какой-то момент у меня все встало на свои места. Я посмеялся над собой и замотал их под лентой на велосипедном руле
Как намотать обмотку на руль велосипеда
Кстати, настройку тормозов/переключателей лучше делать после того, как вы замотаете все обмотки поверх рубашек. Иначе длина рубашек меняется, и вам придется отстраивать все еще раз.
В принципе — дальше все было более-менее просто. Купить новую обмотку для шоссейного руля я не успел. Поэтому я решил не заморачиваться, и намотать в обратном порядке все то, что снял. Сначала намотал белую обмотку. Причем, чтобы она не слезала в самом начале — я на кончик обмотки наклеил полоску тряпичного скотча (можно лейкопластыря), и этим лейкопластырем закрепил начало обмотки на металлическом руле, чтобы не проворачивало. В конце намотал обычную изоленту и жестко закрепил выход тормозного шланга.
Затем намотал второй слой — начинал мотать от тормозных ручек вниз к центру. Начало намотки так же закрепил кусочком скотча, зажал это лентой и намотал до конца. В конце взял черную изоленту и так же замотал. Помните, я выше упоминал, что на этой ленте с изнанки был клеевой слой? Вместо него я поверх белой оплетки просто нанес полоску клея «момент» (обычный, резиновый) шириной, примерно, в сантиметр, и поверх этого намотал второй слой.
Третий слой ленты на велосипедный руль решил мотать «задом наперед» — т.е. что было у тормозных ручек — затертое и запачканное — пустить под лежак, а из-под лежака — незатертое — пустить к тормозным ручкам. Так же в начале приклеил кусок матерчатого скотча (мотал от тормозных ручек вниз), нанес примерно сантиметровой ширины слой клея на черную обмотку (чтобы не раскручивалось) и начал мотать. С первого раза не попал в шаг красной полоски, и лента у меня кончилась примерно посередине велосипедного руля Со второго раза взял шаг пошире и все получилось. На месте изгиба прихватил матерчатой изолентой, а в самом конце намотал ту изоленту, что снял в самом начале с руля.
Ну и перемотал «рога» лежака, так как снимал тросы переключения передач для смазки. После заливки силиконовой смазки в рубашки и переключатели скоростей и тормоза начали работать «как с завода», чем я очень доволен
А каким способом вы смазывали троса и перематывали руль?
Алекс «На Байке» Сидоров
Блюдо дня: Пять перцев со стальными яйцами показывают свои лучшие трюки. Я пару раз пробовал прыгнуть на горке, понимаю, что это такое