Я долго присматривался к кожаным велосипедным седлам Brooks Team Pro Chrome, Brooks B17, Narrow и Imperial, читал обзоры, и это началось практически сразу же, как я начал выбирать себе шоссейный велик. Меня искренне удивляло, что современные седла делают из разного там кожзама-карбона-пластика, при этом совершенно забыв о коже.
Я даже хотел обтянуть свои седла кожей, нашел несколько статей на эту тему. Но, посмотрев на результаты, как это получается, и на трудозатраты — я попросту не стал этого делать. К тому же мне показалось, что кожа довольно быстро испачкается, и потеряет свой первоначальный вид.
Все его хвалят
И однажды на блоге Котовского я наткнулся на статью о седлах, и следом за ней — на статью о конкретном седле Брукс. Я прочитал самые лестные отзывы. Мол и ездить на нем можно реально долго, что зад не устает, и принимает это седло форму пятой точки, и живет это седло 15-20 лет.
Почитал другие форумы. То же самое. Почитал англоязычные. Все равно хвалят. Да что же это такое? Тут два варианта — либо людям стыдно признаться, что они просто так потратили кучу бабок на кусок кожи, натянутый на проволоку, либо оно в самом деле такое крутое.
Где купить и какое выбрать.
Выбор места покупки был предопределен. Либо eBay, либо Wiggle, либо Чейн. На еБэе особо седел Брукса не было, были БУшные с аукционов, но с огромной ценой доставки. Виггл не выдержал проверку по цене продажи (примерно на 15% дороже). Оставался Чейн — где и было заказано седло.
Второй момент — какое седло выбрать для шоссейника. Вариантов было несколько — либо классическое Brooks B17 — оно широкое, и очень хорошо для дальних поездок в комфортной позиции — близкой к вертикальной. Либо B17 Narrow — оно поуже, либо B17 Imperial — с вырезом посередине. Так же я увидел модель Brooks Team Pro Chrome — специально для шоссейников.
Опять же — начал читать форумы. Мнения были разные, кому-то Тим Про не нравилось, кто-то от него был без ума. На самом сайте Брукса прямо говорилось, что если у вас низкая «агрессивная» посадка (руль ниже седла = шоссейник) — то нужно брать Тим Про. На форумах вычитал, что у этой модели самая толстая кожа, и один товарищ так и не смог это седло «разносить».
Но шоссер — есть шоссер, и я остановился на Brooks Team Pro Chrome.
Распаковка седла Brooks
Чейн как всегда отличился и прислал посылку из Ирландии за 11 дней. Коробка с седлом была вложена в более большую коробку вместе с остальными ништяками, я ее достал первой и… Все в фотках, ниже. Все кликабельно.
Сама коробка сделана из серого картона, сильно похожего на переработанную бумагу. Под пальцы пару удобных дырок, чтобы доставать внутреннюю часть коробки вместе с седлом.
После вскрытия коробки меня ожидал сюрприз — в ней лежал журнал фирмы Brooks England «The Bugle» (Горн), который выполнен в виде газеты. Скриншоты из нее как раз и вставлены выше.
И, уже под газетой — само седло. Как сказал мой друг — «это же произведение искусства, его нужно не под жопу класть, а вешать на стенку и любоваться»
В комплекте есть специальный ключ для натяжки седла, когда оно будет вытягиваться. В инструкции большими буквами написано, что если седло мокрое — то натягивать его мокрым ни в коем случае нельзя.
Поднимаем седло — а на картонке, к которому оно прикреплено — инструкция и какой-то квадратный пакетик. Пакетик оказался специальной смазкой для ухода за кожей. Целых 2,5 грамма в подарок для первой смазки
Так же в седло был всунут какой-то черный сверток из довольно плотной ткани. Ткань оказалась классической плащевкой, а сверток оказался надежным чехлом на седло велосипеда, который по идее должен защищать седло во время хранения или при дожде.
10 лет гарантии
Из черного пакетика, на котором было написано «10 Year Guarantee» была извлечена инструкция. В инструкции так же черным по белому было указано, что обычная гарантия на седло составляет 2 года, а если зарегистировать седло на сайте Brooks — гарантия составит аж 10 лет.
Мне не жаль было потратить 10 минут на заполнение мини-анкеты, чтобы получить +8 лет гарантии. Сначала пришло подтверждение о регистрации, а затем письмо » «Thank you for registering your saddle.
Enjoy every mile»
Когда же я развернул инструкцию полностью, то с обратной стороны на ней оказался постер на велоспедно-охотничью тематику. Постер занял почетное место над диваном
Сразу обратили на себя внимание огромные медные заклепки, которые держат кожу на металлической рамке. Это действительно медь, ножки у заклепок диаметром миллиметров 7, и это не полые трубки, как принято сейчас, а цельные ножки. Каждая заклепка расклепана вручную, заусениц вроде нет, надеюсь, велотрусы рвать не будут
С нижней стороны седло не обработано. Толщина кожи — около 5 милилметров. Наощупь кожа напоминает деревянный стол. Если по ней постучать — по звуку она напоминает деревянный стол. Если ее попытаться отогнуть — по твердости она напоминает кусок деревянного стола. Если на нее нажать — она не прогибается, ощущение деревянного стола остается. Сидеть на деревянном столе неудобно, а как ездить — я вообще пока не представляю. Но, попробуем, деваться уже некуда
«Предпродажная» обработка седла
Чтобы седло прослужило долго — его жизненно необходимо обработать специальной смазкой. Во-первых, чтобы защитить его от вредного воздействия, во-вторых, чтобы размягчить — дабы седло приняло форму зада. В инструкции предупреждают, что «кроме фирменной смазки Брукс — ничего не использовать!» Фирменной смазки у меня было 2,5 грамма в пакетике, а большую банку я как-то заказывать не стал.
Потому что у меня была жидкость с трудновыговариваемым названием — сделанная во Франции, на 60% состоящая из костного жира, плюс глицерин, плюс еще что-то. Она предназначена для обработки седел, сбруи, кожаных чемоданов, кожаных верхов складной крыши автомобиля и прочих гладких толстых кож. Я решил рискнуть и для начала обработать/пропитать седло ей.
Взял обычную кисточку и промазал седло с обратной стороны слоев в пять — жидкость мгновенно впиталась. Потом с наружней — в один слой — жидкость осталась на поверхности. Через часа два с половиной она начала понемногу впитываться, и седло из «медового» стало рыжеватого цвета с грязно-черными пятнами в местах, где жир прошел сквозь седло насквозь, на всю толщину. У меня слегка ухнуло в груди (подумал, что все, запорол). Деваться было уже некуда, поэтому густо домазал жиром там, где черным не стало, и жира не хватило на сквозную пропитку. И оставил еще на часа 4…
Через 4 часа седло все-таки пропиталось насквозь по всей площади и полностью впитало в себя этот жир. Стало равномерно темным (ура-ура), и приобрело все признаки «старины» Уже после этого я вскрыл пакетик с фирменной смазкой Брукс (состав: сало, воск, парафин, рыбий жир, растительный жир, цитрусовый жир и еще что-то там), выдавил все 2,5 грамма на лицевую часть и размазал пальцем.
Впитываться эта густая субстанция никак не хотела, поэтому я взял строительный фен и просто прогрел седло. Смазка полностью расплавилась и равномерно покрыла седло тонким слоем. Я еще минут 10 аккуратно прогревал седло, чтобы поры в коже расширились, и, буквально на глазах, смазка стала впитываться в кожу.
Наутро седло впитало всю смазку, я полирнул верх дырявым хэбэшным носком, и седло заблестело в лучах восходящего солнца
Терпения уже не было, я быстро отфотографировал седло (фотки ниже — жмем, смотрим) и поставил его на шоссейник.
Дальше — предварительная регулировка вперед-назад-вверх-вниз, установка кронштейна под задний фонарь и — ура!
Вечерние регулировки
Изначально дома присел на седло. Его выставил строго горизонтально — то есть все три верхние точки седла на одном уровне. Потом прилег на лежак и мне показалось, что нос седла высоко. Наклонил седло вперед на 2 градуса. Прилег. Давит нос. Опустил вперед до 4 градусов. Прилег — давление прекратилось.
После этого выкатился на регулировочный заезд. В первые же 50 метров понял — что седло не просто скользкое — оно офигенно скользкое. Я попросту сползал с поднятой на 4 градуса задней части седла в сторону носа. На старом же седле велотрусы «прилипали» к кожзаму и сползания не было
Для гарантии верности ощущений проехал километра три. Сползаю. Остановился. Слез. Я взял с собой линейку, которую клал на седло для регулировки, а сверху на линейку ставил на ребро айфон. Убрал 2 градуса. Проехался. Сползаю. Блин. Выставил седло строго горизонтально в ноль. Сползать перестал. Все-таки нужно было начинать с нуля градусов. С другой стороны — я бы все равно начал двигать его туда-сюда, поэтому от неверного угла наклона к верному — тоже правильный путь.
Прилег на лежак — стало далеко до него тянуться. Зад смещался на нос седла и я уперся в нос седла тем, что между ног. Взвыл Прочувствовал свои ощущения, и понял, что слегка еложу по седлу задом влево-вправо, когда педалирую. Значит — седло высоковато. Опустил седло ровно на 1 сантиметр. Ногам стало непривычно — до этого они разгибались полностью, сейчас же чуть-чуть не разгибаются.
Прилег — давить между ног перестало! Я просто немного отодвигался задом в сторону заднего колеса — и все становилось отлично. Всего 1 сантиметр высоты седла дал такой результат! Потом уже понял, что триатлоновский Bontrager несет на себе подушку пусть и твердого, но геля, толщиной примерно сантиметра в полтора. И когда я на него садился, гель как раз продавливался на 1 сантиметр вниз — чего не происходит на твердом кожаном седле.
Затем пришла очередь ручек на лежаке. Так как до них приходилось «тянуться» — я сдвинул их ближе к себе (укоротил) на 1 сантиметр. Проехался — все равно тянусь. Еще на пол-сантиметра. Левая рука легла отлично — правая — тянется. Правую ручку сдвинул еще на пол-сантиметра к себе. Все стало пучком. Итого 1,5 сантиметра регулировки слева, и 2 сантиметра справа. Еще немного задрал ручки лежака вверх и развел в стороны в форме буквы V, примерно на полтора сантиметра — чтобы предплечья а) были горизонтально и б) имели естественный разворот.
В результате я получил довольно-таки «сбитую» и уверенную посадку как в позе «лежа» так и в позе «сидя». В первый раз я почувствовал себя «встроенным» в велосипед, а не «насаженным сверху и цепляющимся за него на кочках в страхе вылететь». Не знаю, как это объяснить на словах. Может, как банальное «почувствовал велосипед частью себя, или себя частью велосипеда»?
Все-таки осталась хотелка подвинуть весь руль к себе еще ближе — но здесь уже нужно менять вынос с 10-сантиметрового на более короткий, потому что локти уже свисают за упоры-подушки. Выносы 60 и 30 миллиметров пока не приехали — поэтому ждем, и ездим на том, что есть
«Деревянное» седло? Нет!
Когда уже все дописал, перечитал — я осознал, что ни разу не пожаловался на «деревяность» седла. Во время езды пару раз понажимал на седло рукой — увидел, что кожа сама-по себе слегка амортизирует (когда размягчена спецсредствами). Пощупал, дискомфорта не ощутил, и забыл про «твердость» сидухи. Брукс рулит
Итак, велик готов к новым свершениям, а задница к новым приключениям
Алекс «На Байке» Сидоров
Блюдо дня: Пацаны залезли на самую высокую стоящуюся башню в мире в Шанхае — на 650 метров. Видосы — офигенные!