Как перебрать подшипники если колесо захрустело

Колеса для переборки

Знаете, как обнаружить почти 90% неисправностей велосипеда? Поднять заднее колесо и крутнуть педали. А потом переднее и крутнуть его рукой. Если вы услышали мелодичный хруст при вращении колеса – значит пора озаботиться вопросом как перебрать подшипники.

Для профилактики “ступичные” 🙂 подшипники на велосипеде можно перебирать раз в год. Туда попадает вода, пыль, грязь, насыпные подшипники ржавеют. Если вы имеете привычку (или имеете возможность) мыть велик Кёрхером (мойкой высокого давления) – то большинству подшипников прийдет быстрый конец так же.

Содержание

Видео-инструкция: Втулка [ось] велосипеда [3 типа] устройство, ремонт, замена

Пришло время, и я записал просто-таки шикарный обзор трех различных втулок велосипеда, которые установлены на мои колеса.

  1. Шоссейное колесо Bontrager Aero за 40.000 руб (втулка на конусных подшипниках)
  2. MTB Колесо Mavic Cross за 25.000 руб (втулка на промышленных подшипниках)
  3. Шоссейное Колесо Shimano WH-R500 за 4000 руб (втулка на конусных подшипниках)

Итак, наливайте чай, запасайтесь бутербродами, и смотрите этот специальный выпуск. Какую информацию вы сможете найти в данном выпуске (временные отметки):

Какие колеса велосипеда

  • 02:10 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Mavic Cross за 25.000 руб.
  • 18:00 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Bontrager Aero за 45.000 руб.
  • 45:00препарируем (разбираем, находим косяки, смазываем и собираем) втулку колеса Shimano WH-R500 за 4.000 руб.

Технические вопросы и ответы

Разбираем, смазываем и собираем втулку на закрытых промышленных подшипниках (дорогое заднее колесо за 25.000 рублей)

  • 03:45 – почему не нужны ключи для разборки втулки на промышленных подшипниках
  • 05:00 – как снять трещотку (фрихаб) со втулки колеса
  • 08:00 – почему закрытые промышленные подшипники во втулках велосипеда не панацея
  • 09:00 – 2 смазки для подшипников – профессиональная и водоустойчивая
  • 10:30 – как смазать втулку колеса на промышленных подшипниках
  • 12:45 – как поставить кассету за заднее колесо и ничего не сломать
  • 14:00 – хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу
  • 16:00 – как затягивать болты на столько, на сколько нужно

Разбираем, смазываем, и собираем втулку на конусных насыпных подшипниках (дорогое заднее колесо за 45.000 рублей)

  • 19:00 – как снять пыльник с втулки колеса велосипеда
  • 19:15 – что происходит со смазкой во втулке колеса через два года
  • 20:00 – как открутить конусные подшипники без специального тонкого ключа
  • 20:50 – как сделать ключ для конусных подшипников своими руками
  • 22:00 – как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках
  • 23:30 – что бывает со втулкой велосипеда, если внутрь попадет вода
  • 24:20 – как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять
  • 25:30 – почему важно устанавливать шарики подшипника на “свою” сторону
  • 26:45 – почему не нужно снимать конус со стороны трещотки
  • 27:45 – сколько смазки нужно класть в подшипник втулки велосипеда
  • 28:30 – как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся
  • 29:30 – как правильно установить вал втулки колеса
  • 30:35 – почему нельзя оставлять лишнюю смазку на втулке колеса
  • 32:00секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку
  • 35:20 – что делать, если ось втулки колеса люфтит
  • 36:50 – что делать, если ось втулки колеса плохо крутится
  • 39:30 – в каком случае тугое вращение оси колеса – нормально
  • 41:30 – как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его
  • 42:00 – почему нельзя мыть велосипед Керхером и мойками высокого давления
  • 42:30 – когда лишняя смазка может навредить

Разбираем, смазываем и собираем втулку на насыпных конусных подшипниках (дешевое заднее колесо за 4.000 рублей)

  • 45:30 – куда подевались пыльники с втулки Shimano?
  • 46:00 – как разобрать втулку колеса Шимано?
  • 47:00 – где находятся пыле-влагозащитные сальники во втулке Shimano
  • 47:30 – сколько шариков в подшипнике втулки заднего колеса
  • 48:00 – какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки
  • 50:30 – дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда
  • 52:15 – сколько смазки кладет производитель во втулку колеса велосипеда
  • 53:40 – как выглядит конусных подшипник изнутри, в который попала вода
  • 54:20 – как смазать подшипник втулки и трещотку колеса велосипеда
  • 55:15 – почему стоит перебрать втулку, даже если она пока еще не хрустит
  • 01:00:40 – где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса
  • 01:01:15 – разборка и сборка втулки заднего колеса за 4 минуты

Инструменты для ремонта втулки велосипеда

Ключ для конусных подшипников

Гаечные ключи для откручивания гаек конусных подшипников колеса велосипеда по цене от 140 рублей на eBay
Ключи для откручивания гаек конусных подшипников колеса велосипеда обойдутся примерно по 140 рублей за штуку, если брать их на eBay

Что делать, если в вашем инструментарии нет специального “тонкого” ключа для откручивания гаек конусных подшипников? Их можно очень просто заказать на eBay с бесплатной доставкой. Благо ценник там вменяемый – от 135 рублей, включая стоимость “бесплатной” доставки 🙂 .

Либо – можно найти ключи для конусных подшипников и на Aliexpress. Не рекомендую вам брать “универсальные” ключи, где с каждой стороны сделаны вырезы аж под две гайки. Думаю, что лучше взять по-отдельности и потом пользоваться ими долго и счастливо.

Магнитная тарелка

Магнитная тарелка для гаек и болтов
Магнитная тарелка для гаек и болтов

Обалденная вещь – неоднократно меня выручала от потери разного рода мелочевки. И если вы собираетесь разбирать конусные подшипники втулки колеса – это то, что вам нужно. Крайне рекомендую завести подобную магнитную тарелку – все болты и гайки можно будет спокойно в нее складывать без страха куда-либо их потерять.

Магнитная тарелка для мелочевки:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayTarelka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliTarelka

Смазка для подшипников

Смазка для узлов и подшипников велосипеда
Смазка для узлов и подшипников велосипеда

Как я упоминал в видео – я пользуюсь самой обычной смазкой из автомагазина. То есть, двумя смазками – первая – для тяжелонагруженных узлов, вторая – для подшипников втулки колеса, контактирующих с водой. Но, если вы предпочитаете специальные смазки для подшипников велосипеда – вы можете их найти как на Ali так и на eBay.

Смазка для подшипников и узлов велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBaySmazka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliSmazka

Ключ-съемник для кассеты звездочек

В свое время я купил ключ – съемник для кассеты. Им можно воспользоваться, чтобы открутить гайку (LockRing), которая удерживает кассету на трещотке. А без этого вы просто не сможете подобраться к втулкам, чтобы перебрать подшипники.

Съемник кассеты задних звездочек SRAM-Shimano за 175 рублей с eBay и бесплатной доставкой
Съемник кассеты задних звездочек SRAM-Shimano за 175 рублей на eBay

Например – можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM – с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно – что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress – ссылка на съемник кассеты вот эта.

Хлыст для кассеты звездочек

Чтобы удержать кассету от проворачивания, когда будете откручивать гайку – вы можете либо воспользоваться самодельным хлыстом, либо банально заказать нечто подобное. Опять же – если вы не снимете кассету – добраться до подшипников втулки колеса будет весьма затруднительно.

На eBay можно купить вот такой хлыст для снятия и удержания касеты звездочек из цепи за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет.
На eBay можно купить вот такой хлыст для снятия и удержания касеты звездочек из цепи всего за 280 рублей с бесплатной доставкой.

Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста – то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress – если вы привыкли покупать там.

Динамометрический ключ 4-20nm

Динамометрический ключ 4-20nm для затяжки болтов на велосипеде
Динамометрический ключ 4-20nm для затяжки болтов на велосипеде

Ссылка на динамометрический ключ из видео, который можно купить на eBay. Ищется по фразе “torque wrench 4-20nm” (кликабельно). Если вы привыкли покупать на Ali – вы сможете найти подобный ключ по этой ссылке.

Запчасти для ремонта втулки велосипеда

Ось и конуса для втулок велосипеда

Передние и задние полые оси втулки колеса с конусами и гайками
Передние и задние полые оси втулки колеса с конусами и гайками

Если в процессе ремонта вы обнаружите, что конусным подшипникам пришел конец (они заржавели, шарики съели поверхность и т.д.) – всегда есть возможность заменить их на новые. Единственное, нужно будет немного подождать, пока они не приедут из интернет-магазина 🙂

Предварительно замерьте все размеры осей на ваших колесах при помощи штангенциркуля. Найти их можно будет по ссылкам ниже:

Ось и конуса для передних/задних втулок:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayOs
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliOs

Подшипники для велосипедных втулок

Закрытые промышненные подшипники для передних и задних втулок колеса велосипеда
Закрытые промышненные подшипники для передних и задних втулок колеса велосипеда
Насыпные подшипники для передних и задних втулок колес велосипеда
Подшипники для передних и задних втулок колес велосипеда

Если во время ремонта вы обнаружите, что шарики ваших подшипников из втулок колеса превратились в квадратики – мало приятного. Ну, или если промподшипники во втулках перестали крутиться – такое тоже бывает, когда в них попадает вода.

На самом деле – сильно расстраиваться не стоит – у меня неоднократно бывали такие ситуации. Найти подшипники для втулок колеса можно по ссылкам ниже:

Подшипники для велосипедных втулок переднего и заднего колеса:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBearing
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBearing

Шарики для насыпных подшипников

Шарики для конусных насыпных подшипников передних и задних велосипедных втулок
Шарики для конусных насыпных подшипников

Если шарики из насыпных подшипников втулки колеса превратились в кубики – то можно поискать аналогичные в магазине. Предварительно обязательно замерьте их диаметр штангенциркулем – чтобы заказать точно такие же.

Шарики для конусных насыпных подшипников велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBalls
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBalls

Передние втулки колеса в сборе

Передняя втулка колеса велосипеда в сборе
Передняя втулка колеса велосипеда в сборе

Если уже “ничего не помогает” и подшипники втулки переднего колеса пришли в полную негодность – не повод расстраиваться. В наше время можно подобрать запчасти на любой вкус и бюджет.

Фильтр подбора велосипедных втулок на eBay
Фильтр подбора велосипедных втулок на eBay

Если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:

Втулки переднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayFrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliFrHub

Задние втулки колеса в сборе

Shimano - втулка заднего колеса велосипеда в сборе с эксцентриками
Втулка заднего колеса велосипеда в сборе с эксцентриками

То же самое – со втулками заднего колеса велосипеда. Если подшипники втулки полностью уничтожены, и поверхность, по которой катятся шарики совсем никакая – можно поискать подходящие в магазинах. Опять же – сразу не расстраивайтесь – цены очень разные – на любой кошелек.

Как я писал выше – если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:

Втулки заднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayRrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliRrHub

Что будет, если не перебрать подшипники

И если вовремя их не перебрать – то начинают ржаветь поверхности качения. Шарики превращаются в квадратики, колесо вращается все хуже и хуже. Если конусные подшипники недотянуты – то они тоже разобьются. Проверить можно просто – беремся за обод колеса, и качаем его поперек (влево-вправо по ходу движения). Если в оси есть люфт  – вы почувствуете такие щелчки под пальцами (видео: 35:20 — что делать, если ось втулки колеса люфтит). В результате можно попасть на замену втулки с переборкой колеса. Вам это надо? 🙂

Начинаем разборку колес

Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Вы можете об этом прочитать в статье Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда.

Чтобы перебрать подшипники заднего колеса велосипеда, для начала нужно снять кассету звездочек
Чтобы перебрать подшипники для начала откручиваем кассету звездочек заднего колеса при помощи двух специальных съемников.

Готовим инструменты. Вообще, нам, велосипедистам, об инструментах можно говорить очень долго. Хочется, чтобы они были и легкими, и качественными. Я потратил некоторе время, чтобы сделать обзор велосипедного мультитула RockBros 16в1, и обзор мультитула для велосипеда 14в1. Как оказалось – больше – не значит лучше, и мультитул 14в1 оказался более функционален, чем 16в1.

Итак, чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае – это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно 🙂

Обычный гаечный ключ на 15 не лезет в гайку передней оси
Обычный гаечный ключ на 15 не лезет в гайку передней и задней оси. Здесь очень узкий зазор и нужен специальный “тонкий” ключ.
Фирменный ключ Pedros 13 на 15 для снятия конусных гаек колес
Фирменный ключ Pedros 13 на 15 для снятия конусных гаек колес. В свое время я его приобрел за какие-то бешенные деньги. Работает просто замечательно, своих денег стОит.

Как сделать конусный ключ самостоятельно

Доработанный ключ на 15
Доработанный ключ на 15, доработан на наждаке, цена вопроса 50 рублей и 20 минут работы.

Если у вас вдруг не найдется второго (или даже первого) конусного ключа, и вы захотите повторить мой опыт – то:
1. Обязательно наденьте защитные очки. В глаза пыль и мелкие осколки от наждачного круга летит только в путь.
2. Поставьте рядом ведерко с водой, и почаще макайте туда ключ. Если он почернеет в процессе заужения – то можете его выкидывать.

Ключи для снятия конусов оси велосипеда, чтобы перебрать подшипники
Сравниваем фирменный ключ Pedros и доработанный ключ на 15 из хозмага.
Ключ на 15, доработанный наждачным кругом, легко садится на гайку
Видим, что ключ на 15, доработанный наждачным кругом, легко садится на гайку

Внимательно откручиваем конусные гайки, чтобы перебрать подшипники

Чтобы перебрать подшипники конусного типа, их необходимо для начала разобрать. Весь процесс можно посмотреть на видео с отметки 22:00 (как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках). Итак, с двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы – то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его – из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики.

Если у вас дисковые тормоза, то я порекомендую вам предварительно снять диски со втулки, в противном случае, вы можете их либо погнуть, либо порезаться об них, либо они банально будут вам мешать откручивать конусные гайки. Когда их будете ставить обратно на втулку – обратите внимание на пару хитростей, которые помогут вам сэкономить нервы и деньги (видео: 14:00 — хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу).

Кстати, в свое время я совершил досадный промах с дисковыми тормозами и перешел на гидравлику, с тех пор стараюсь использовать только такой тип тормозов. В качестве лирического отступления можете почитать, как я однажды все-таки умудрился укатать дисковую гидравлику Hayes HFX Mag из-за своей “жабы” 🙂

Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри (видео: 24:20 — как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять). Это поможет в дальнейших поисках 🙂 Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки – очень удобно.

Примерно вот это должно вытащиться из втулок:

Ось колеса велосипеда, желтые шарики, гайки, шайбы и пыльники от задней втулки, все это нужно, чтобы перебрать подшипники
Ось, желтые шарики (2х9), гайки, шайбы и пыльники от задней втулки
Ось, шайбы, пыльники, шарики и гайки передней втулки
Ось, шайбы, пыльники, шарики (2х12) и гайки передней втулки. Тут же лежит магнит, которым очень просто можно вытащить шарики из втулки. А так же отыскать упавший при переборке шарик.

“Не ешь желтый снег” – правило альпинистов

Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.

Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики – то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные 🙂 Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник попала вода и они заржавели – и это основная причина перебрать подшипники (видео: 50:30 — дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда).  А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:

Коррозия разъела конус на заднем подшипнике, поэтому он хрустит
Коррозия разъела конусную гайку на подшипнике задней втулки, поэтому он и хрустит

Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности – лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.

Удаляем старую смазку

Берем тряпку (в тяжелых случаях – спирт или бензин) и вычищаем все то, что было во втулках.

Передняя втулка, очищенная от старой смазки
Передняя втулка, очищенная от старой смазки
Вычищенная поверхность задней втулки со стороны фрихаба
Вычищенная поверхность задней втулки со стороны фрихаба
Чтобы правильно перебрать подшипники необходимо аккуратно удалить всю старую смазку
Вычищенная поверхность подшипника задней втулки

Закладываем новую смазку

Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку, чтобы перебрать подшипники. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно. О смазке можно посмотреть в видео, с отметки 09:00 (2 смазки для подшипников — профессиональная и водоустойчивая)

Кстати, в этом же видео можно увидеть, что произошло с этой синей смазкой через два года, после того, как я перебрал подшипники (с отметки 19:15 — что происходит со смазкой во втулке колеса через два года).

Профессиональная смазка, чтобы перебрать подшипники
Профессиональная смазка для подшипников синяя. Продается в любом автомаге – подходите к продавцу и говорите “дайте мне качественную смазку для подшипников”. Подсказка – в автомагазине можно покупать самую дорогую из ассортимента. В массе своей они возят полное говно, так как большинство людей [не все](автолюбителей) привыкли покупать самое дешевое говно (чтобы только работало, недолго). И те и другие об этом знают. Но 1-2 нормальные смазки у них всегда есть для ассортимента – то есть для нас. Поэтому берем самую дорогую. Стоит рублей 300, хватит на всю жизнь 🙂
Чтобы перебрать подшипники набиваем смазку во втулку заднего колеса
Втулка заднего колеса с набитой в нее смазкой. Забивать можно либо пальцем (удобнее), либо каким-нибудь длинным болтом или гвоздем (чище руки).
Прилепляем шарики к синей смазке
Прилепляем шарики к синей смазке. Желательно с той же стороны, с которой снимали.
Прилепляем шарики к синей смазке на передней втулке, чтобы правильно перебрать подшипники
Прилепляем шарики к синей смазке на передней втулке. Их тут 12 штук – у себя считайте заранее перед снятием.

Подсказка по пыльникам

У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные – снимите перед установкой, ниже объясню – зачем.

Когда прилепите все шарики – намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки – выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аааккурааатно вставляйте ось во втулку (видео: 28:30 — как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся). Если вы заденете какой-нибудь шарик – он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его – упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал 🙂

Примерно то же самое произошло, когда я снимал видеообзор, правда ситуация оказалась еще более комичной – прямо в процессе разборки втулки Shimano 3 (три!) шарика провалилось внутрь втулки и мне пришлось их оттуда доставать (время 48:00 — какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки).

Задняя ось, установленная со стороны фрихаба с пыльником
Задняя ось, установленная со стороны фрихаба с пыльником внутри и набитой под завязку смазкой.
Задняя ось со снятым пыльникам с другой стороны от фрихаба
Задняя ось со снятым пыльникам с противоположной стороны от фрихаба

Магия затяжки конусных подшипников

Вообще есть еще промподшипники (классические) – они просто вставляются во втулки и протягивать их не нужно. У меня на MTB-шнике так. Правда это стОит дороже, но и дольше ходит, да и геммороя меньше с обслуживанием. Выпрессовал – запрессовал новый и поехал дальше.

На шоссере (да и на большинстве других велов) как раз насыпные подшипники. И вот здесь-то нужно затянуть конуса ровно столько, сколько нужно. Ни меньше, ни больше. Потому что, если перетянете – то шарики будут зажаты, быстро выработаются и колесо будет туго крутиться. Если недотянете – будет люфт – тоже разобьют все поверхности.

Задача – поймать момент, когда исчез люфт. Это 1-2-3 градуса поворота гаечного ключа. Делается это так: затягиваем конус пальцами, чтобы он уперся в шарики. Беремся за ось – и начинаем ее пальцами же шатать поперек оси (т.е. если поставите колесо как обычно, то шатать ось нужно вперед-назад по направлению к ободам). Люфт чувствуется пальцами сразу. Если люфтит – пальцами же чуть подтягиваем конус. Как только люфт исчез – мы нашли нужный момент затяжки.

После этого накидываем на конусную гайку –  шайбу и контрагайку. И затягиваем эту контрагайку, удерживая конусную гайку (ту фигню, которая прилегает к шарикам и навинчивается на ось) вторым ключом.  [Понятно объяснил? :)] Чаще всего тут и именно тут наступает абзац. Конусная гайка проворачивается под усилием ключа – и либо перетягивается, либо ослабляется – и ось начинает люфтить.

Регулировка задних конусных подшипников

Тут можно потратить часы в ловле нужного момента и кучу нервов. Если не использовать маленькую хитрость. Тогда это займет минут 15 на все. Когда я снимал видео – я, к тому же, упустил момент предварительной затяжки конусов, и собрал втулку неправильно – пришлось разбирать-собирать заново (видео: 01:00:40 — где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса).

Для задней втулки – сначала всегда затягиваем конусную и контрагайку со стороны фрихаба – жестко и до упора. Они загоняются внутрь фрихаба (вместе с пыльником) – и конусную гайку ключом достать уже невозможно – только контровую.

Регулировку задней втулки производим с другой стороны (там может стоять диск, если дисковые тормоза, если ободные – там пусто). Так вот – с другой стороны подтягиваем конус до шариков как я выше писал, накидываем шайбу и контру и затягиваем их друг относительно друга, почти до максимума (именно почти). Цель этого – возможность их провернуть с большИм усилием ключом. Если сразу затянете намертво – то попросту не провернете.

Скорее всего у вас все либо перетянется (крутите пальцами ось – а она так наощупь – крык-крык-крык), либо залюфтит. И вот тут мы начинаем регулировку на затянутых конусах и контрагайках (вы же не до конца затянули вторую пару, как я написал в предыдущем абзаце?). Итак:

Пошаговая инструкция по регулировке подшипников

Наглядно процесс затяжки конусных подшипников можно посмотреть на видео (которое вверху статьи) – начиная с отметки 32:00 [секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку]

Если ось люфтит вперед-назад, берем два ключа, надеваем их НА КОНТРАГАЙКИ, которые снаружи (с краев), и чуть-чуть затягиваем всю эту систему. Буквально на 1 градус. Проверяем. Люфтит – тянем еще на 1 градус. И так – пока люфт не исчезнет. Затем затягиваем до конца пару конус-контргайка (которую не дотянули до конца), контрольно проверяем люфт – и все, конец.

Если же вы решили перебрать подшипники и изначально перетянули конуса в момент подтяжки пары – то нужно ослабить зажим. Для этого со стороны фрихаба мы опять надеваем ключ на контрагайку (до конуса там достать невозможно) – именно поэтому там сразу тянем намертво. А с другой стороны ключ накидываем на конус, и ОТКРУЧИВАЕМ (ослабляем) на 1 градус буквально. Проверяем – не появился ли люфт. (Фишка в том, что если вы будете ослаблять за контрагайку с этой стороны – то она у вас открутится). Если люфт не появился – еще на 1 градус. Как только появится люфт – затягиваем все обратно на 1 градус ЗА КОНТРАГАЙКИ. Убираем люфт, протягиваем до конца  пару конус-контрагайка, что недотянули и все. Ура!

На переднем колесе делается точно так же, только ослабляем систему хватаясь за два конуса, они доступны с обеих сторон (вы же не забыли предварительно снять пыльники?)

Одеваем пыльники

Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. (видео: 41:30 — как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его). Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой – искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.

Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и – у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!

Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником

Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка “под завязку”. Излишки выдавлены.

Если вы дочитали до этого места, и даже сделали все сами – я вас искренне поздравляю. По сути – это одна из сложных операций на велике, которую вы только что научились делать 🙂

Напишите в комментариях, решились ли вы перебрать подшипники – или же оставили все “как есть”? 😉

Алекс “На Байке” Сидоров

Оцените запись:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (426 голосов, рейтинг: 4,96 из 5)