Знаете, как обнаружить почти 90% неисправностей велосипеда? Поднять заднее колесо и крутнуть педали. А потом переднее и крутнуть его рукой. Если вы услышали мелодичный хруст при вращении колеса – значит пора озаботиться вопросом как перебрать подшипники.
Для профилактики “ступичные” 🙂 подшипники на велосипеде можно перебирать раз в год. Туда попадает вода, пыль, грязь, насыпные подшипники ржавеют. Если вы имеете привычку (или имеете возможность) мыть велик Кёрхером (мойкой высокого давления) – то большинству подшипников прийдет быстрый конец так же.
Содержание
Видео-инструкция: Втулка [ось] велосипеда [3 типа] устройство, ремонт, замена
Пришло время, и я записал просто-таки шикарный обзор трех различных втулок велосипеда, которые установлены на мои колеса.
- Шоссейное колесо Bontrager Aero за 40.000 руб (втулка на конусных подшипниках)
- MTB Колесо Mavic Cross за 25.000 руб (втулка на промышленных подшипниках)
- Шоссейное Колесо Shimano WH-R500 за 4000 руб (втулка на конусных подшипниках)
Итак, наливайте чай, запасайтесь бутербродами, и смотрите этот специальный выпуск. Какую информацию вы сможете найти в данном выпуске (временные отметки):
Какие колеса велосипеда
- 02:10 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Mavic Cross за 25.000 руб.
- 18:00 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Bontrager Aero за 45.000 руб.
- 45:00 – препарируем (разбираем, находим косяки, смазываем и собираем) втулку колеса Shimano WH-R500 за 4.000 руб.
Технические вопросы и ответы
Разбираем, смазываем и собираем втулку на закрытых промышленных подшипниках (дорогое заднее колесо за 25.000 рублей)
- 03:45 – почему не нужны ключи для разборки втулки на промышленных подшипниках
- 05:00 – как снять трещотку (фрихаб) со втулки колеса
- 08:00 – почему закрытые промышленные подшипники во втулках велосипеда не панацея
- 09:00 – 2 смазки для подшипников – профессиональная и водоустойчивая
- 10:30 – как смазать втулку колеса на промышленных подшипниках
- 12:45 – как поставить кассету за заднее колесо и ничего не сломать
- 14:00 – хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу
- 16:00 – как затягивать болты на столько, на сколько нужно
Разбираем, смазываем, и собираем втулку на конусных насыпных подшипниках (дорогое заднее колесо за 45.000 рублей)
- 19:00 – как снять пыльник с втулки колеса велосипеда
- 19:15 – что происходит со смазкой во втулке колеса через два года
- 20:00 – как открутить конусные подшипники без специального тонкого ключа
- 20:50 – как сделать ключ для конусных подшипников своими руками
- 22:00 – как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках
- 23:30 – что бывает со втулкой велосипеда, если внутрь попадет вода
- 24:20 – как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять
- 25:30 – почему важно устанавливать шарики подшипника на “свою” сторону
- 26:45 – почему не нужно снимать конус со стороны трещотки
- 27:45 – сколько смазки нужно класть в подшипник втулки велосипеда
- 28:30 – как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся
- 29:30 – как правильно установить вал втулки колеса
- 30:35 – почему нельзя оставлять лишнюю смазку на втулке колеса
- 32:00 – секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку
- 35:20 – что делать, если ось втулки колеса люфтит
- 36:50 – что делать, если ось втулки колеса плохо крутится
- 39:30 – в каком случае тугое вращение оси колеса – нормально
- 41:30 – как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его
- 42:00 – почему нельзя мыть велосипед Керхером и мойками высокого давления
- 42:30 – когда лишняя смазка может навредить
Разбираем, смазываем и собираем втулку на насыпных конусных подшипниках (дешевое заднее колесо за 4.000 рублей)
- 45:30 – куда подевались пыльники с втулки Shimano?
- 46:00 – как разобрать втулку колеса Шимано?
- 47:00 – где находятся пыле-влагозащитные сальники во втулке Shimano
- 47:30 – сколько шариков в подшипнике втулки заднего колеса
- 48:00 – какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки
- 50:30 – дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда
- 52:15 – сколько смазки кладет производитель во втулку колеса велосипеда
- 53:40 – как выглядит конусных подшипник изнутри, в который попала вода
- 54:20 – как смазать подшипник втулки и трещотку колеса велосипеда
- 55:15 – почему стоит перебрать втулку, даже если она пока еще не хрустит
- 01:00:40 – где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса
- 01:01:15 – разборка и сборка втулки заднего колеса за 4 минуты
Инструменты для ремонта втулки велосипеда
Ключ для конусных подшипников
Что делать, если в вашем инструментарии нет специального “тонкого” ключа для откручивания гаек конусных подшипников? Их можно очень просто заказать на eBay с бесплатной доставкой. Благо ценник там вменяемый – от 135 рублей, включая стоимость “бесплатной” доставки 🙂 .
Либо – можно найти ключи для конусных подшипников и на Aliexpress. Не рекомендую вам брать “универсальные” ключи, где с каждой стороны сделаны вырезы аж под две гайки. Думаю, что лучше взять по-отдельности и потом пользоваться ими долго и счастливо.
Магнитная тарелка
Обалденная вещь – неоднократно меня выручала от потери разного рода мелочевки. И если вы собираетесь разбирать конусные подшипники втулки колеса – это то, что вам нужно. Крайне рекомендую завести подобную магнитную тарелку – все болты и гайки можно будет спокойно в нее складывать без страха куда-либо их потерять.
Магнитная тарелка для мелочевки:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayTarelka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliTarelka
Смазка для подшипников
Как я упоминал в видео – я пользуюсь самой обычной смазкой из автомагазина. То есть, двумя смазками – первая – для тяжелонагруженных узлов, вторая – для подшипников втулки колеса, контактирующих с водой. Но, если вы предпочитаете специальные смазки для подшипников велосипеда – вы можете их найти как на Ali так и на eBay.
Смазка для подшипников и узлов велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBaySmazka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliSmazka
Ключ-съемник для кассеты звездочек
В свое время я купил ключ – съемник для кассеты. Им можно воспользоваться, чтобы открутить гайку (LockRing), которая удерживает кассету на трещотке. А без этого вы просто не сможете подобраться к втулкам, чтобы перебрать подшипники.
Например – можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM – с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно – что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress – ссылка на съемник кассеты вот эта.
Хлыст для кассеты звездочек
Чтобы удержать кассету от проворачивания, когда будете откручивать гайку – вы можете либо воспользоваться самодельным хлыстом, либо банально заказать нечто подобное. Опять же – если вы не снимете кассету – добраться до подшипников втулки колеса будет весьма затруднительно.
Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста – то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress – если вы привыкли покупать там.
Динамометрический ключ 4-20nm
Ссылка на динамометрический ключ из видео, который можно купить на eBay. Ищется по фразе “torque wrench 4-20nm” (кликабельно). Если вы привыкли покупать на Ali – вы сможете найти подобный ключ по этой ссылке.
Запчасти для ремонта втулки велосипеда
Ось и конуса для втулок велосипеда
Если в процессе ремонта вы обнаружите, что конусным подшипникам пришел конец (они заржавели, шарики съели поверхность и т.д.) – всегда есть возможность заменить их на новые. Единственное, нужно будет немного подождать, пока они не приедут из интернет-магазина 🙂
Предварительно замерьте все размеры осей на ваших колесах при помощи штангенциркуля. Найти их можно будет по ссылкам ниже:
Ось и конуса для передних/задних втулок:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayOs
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliOs
Подшипники для велосипедных втулок
Если во время ремонта вы обнаружите, что шарики ваших подшипников из втулок колеса превратились в квадратики – мало приятного. Ну, или если промподшипники во втулках перестали крутиться – такое тоже бывает, когда в них попадает вода.
На самом деле – сильно расстраиваться не стоит – у меня неоднократно бывали такие ситуации. Найти подшипники для втулок колеса можно по ссылкам ниже:
Подшипники для велосипедных втулок переднего и заднего колеса:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBearing
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBearing
Шарики для насыпных подшипников
Если шарики из насыпных подшипников втулки колеса превратились в кубики – то можно поискать аналогичные в магазине. Предварительно обязательно замерьте их диаметр штангенциркулем – чтобы заказать точно такие же.
Шарики для конусных насыпных подшипников велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBalls
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBalls
Передние втулки колеса в сборе
Если уже “ничего не помогает” и подшипники втулки переднего колеса пришли в полную негодность – не повод расстраиваться. В наше время можно подобрать запчасти на любой вкус и бюджет.
Если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Втулки переднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayFrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliFrHub
Задние втулки колеса в сборе
То же самое – со втулками заднего колеса велосипеда. Если подшипники втулки полностью уничтожены, и поверхность, по которой катятся шарики совсем никакая – можно поискать подходящие в магазинах. Опять же – сразу не расстраивайтесь – цены очень разные – на любой кошелек.
Как я писал выше – если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Втулки заднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayRrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliRrHub
Что будет, если не перебрать подшипники
И если вовремя их не перебрать – то начинают ржаветь поверхности качения. Шарики превращаются в квадратики, колесо вращается все хуже и хуже. Если конусные подшипники недотянуты – то они тоже разобьются. Проверить можно просто – беремся за обод колеса, и качаем его поперек (влево-вправо по ходу движения). Если в оси есть люфт – вы почувствуете такие щелчки под пальцами (видео: 35:20 — что делать, если ось втулки колеса люфтит). В результате можно попасть на замену втулки с переборкой колеса. Вам это надо? 🙂
Начинаем разборку колес
Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Вы можете об этом прочитать в статье Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда.
Готовим инструменты. Вообще, нам, велосипедистам, об инструментах можно говорить очень долго. Хочется, чтобы они были и легкими, и качественными. Я потратил некоторе время, чтобы сделать обзор велосипедного мультитула RockBros 16в1, и обзор мультитула для велосипеда 14в1. Как оказалось – больше – не значит лучше, и мультитул 14в1 оказался более функционален, чем 16в1.
Итак, чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае – это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно 🙂
Как сделать конусный ключ самостоятельно
Если у вас вдруг не найдется второго (или даже первого) конусного ключа, и вы захотите повторить мой опыт – то:
1. Обязательно наденьте защитные очки. В глаза пыль и мелкие осколки от наждачного круга летит только в путь.
2. Поставьте рядом ведерко с водой, и почаще макайте туда ключ. Если он почернеет в процессе заужения – то можете его выкидывать.
Внимательно откручиваем конусные гайки, чтобы перебрать подшипники
Чтобы перебрать подшипники конусного типа, их необходимо для начала разобрать. Весь процесс можно посмотреть на видео с отметки 22:00 (как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках). Итак, с двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы – то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его – из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики.
Если у вас дисковые тормоза, то я порекомендую вам предварительно снять диски со втулки, в противном случае, вы можете их либо погнуть, либо порезаться об них, либо они банально будут вам мешать откручивать конусные гайки. Когда их будете ставить обратно на втулку – обратите внимание на пару хитростей, которые помогут вам сэкономить нервы и деньги (видео: 14:00 — хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу).
Кстати, в свое время я совершил досадный промах с дисковыми тормозами и перешел на гидравлику, с тех пор стараюсь использовать только такой тип тормозов. В качестве лирического отступления можете почитать, как я однажды все-таки умудрился укатать дисковую гидравлику Hayes HFX Mag из-за своей “жабы” 🙂
Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри (видео: 24:20 — как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять). Это поможет в дальнейших поисках 🙂 Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки – очень удобно.
Примерно вот это должно вытащиться из втулок:
“Не ешь желтый снег” – правило альпинистов
Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.
Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики – то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные 🙂 Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник попала вода и они заржавели – и это основная причина перебрать подшипники (видео: 50:30 — дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда). А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:
Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности – лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.
Удаляем старую смазку
Берем тряпку (в тяжелых случаях – спирт или бензин) и вычищаем все то, что было во втулках.
Закладываем новую смазку
Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку, чтобы перебрать подшипники. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно. О смазке можно посмотреть в видео, с отметки 09:00 (2 смазки для подшипников — профессиональная и водоустойчивая)
Кстати, в этом же видео можно увидеть, что произошло с этой синей смазкой через два года, после того, как я перебрал подшипники (с отметки 19:15 — что происходит со смазкой во втулке колеса через два года).
Подсказка по пыльникам
У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные – снимите перед установкой, ниже объясню – зачем.
Когда прилепите все шарики – намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки – выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аааккурааатно вставляйте ось во втулку (видео: 28:30 — как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся). Если вы заденете какой-нибудь шарик – он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его – упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал 🙂
Примерно то же самое произошло, когда я снимал видеообзор, правда ситуация оказалась еще более комичной – прямо в процессе разборки втулки Shimano 3 (три!) шарика провалилось внутрь втулки и мне пришлось их оттуда доставать (время 48:00 — какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки).
Магия затяжки конусных подшипников
Вообще есть еще промподшипники (классические) – они просто вставляются во втулки и протягивать их не нужно. У меня на MTB-шнике так. Правда это стОит дороже, но и дольше ходит, да и геммороя меньше с обслуживанием. Выпрессовал – запрессовал новый и поехал дальше.
На шоссере (да и на большинстве других велов) как раз насыпные подшипники. И вот здесь-то нужно затянуть конуса ровно столько, сколько нужно. Ни меньше, ни больше. Потому что, если перетянете – то шарики будут зажаты, быстро выработаются и колесо будет туго крутиться. Если недотянете – будет люфт – тоже разобьют все поверхности.
Задача – поймать момент, когда исчез люфт. Это 1-2-3 градуса поворота гаечного ключа. Делается это так: затягиваем конус пальцами, чтобы он уперся в шарики. Беремся за ось – и начинаем ее пальцами же шатать поперек оси (т.е. если поставите колесо как обычно, то шатать ось нужно вперед-назад по направлению к ободам). Люфт чувствуется пальцами сразу. Если люфтит – пальцами же чуть подтягиваем конус. Как только люфт исчез – мы нашли нужный момент затяжки.
После этого накидываем на конусную гайку – шайбу и контрагайку. И затягиваем эту контрагайку, удерживая конусную гайку (ту фигню, которая прилегает к шарикам и навинчивается на ось) вторым ключом. [Понятно объяснил? :)] Чаще всего тут и именно тут наступает абзац. Конусная гайка проворачивается под усилием ключа – и либо перетягивается, либо ослабляется – и ось начинает люфтить.
Регулировка задних конусных подшипников
Тут можно потратить часы в ловле нужного момента и кучу нервов. Если не использовать маленькую хитрость. Тогда это займет минут 15 на все. Когда я снимал видео – я, к тому же, упустил момент предварительной затяжки конусов, и собрал втулку неправильно – пришлось разбирать-собирать заново (видео: 01:00:40 — где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса).
Для задней втулки – сначала всегда затягиваем конусную и контрагайку со стороны фрихаба – жестко и до упора. Они загоняются внутрь фрихаба (вместе с пыльником) – и конусную гайку ключом достать уже невозможно – только контровую.
Регулировку задней втулки производим с другой стороны (там может стоять диск, если дисковые тормоза, если ободные – там пусто). Так вот – с другой стороны подтягиваем конус до шариков как я выше писал, накидываем шайбу и контру и затягиваем их друг относительно друга, почти до максимума (именно почти). Цель этого – возможность их провернуть с большИм усилием ключом. Если сразу затянете намертво – то попросту не провернете.
Скорее всего у вас все либо перетянется (крутите пальцами ось – а она так наощупь – крык-крык-крык), либо залюфтит. И вот тут мы начинаем регулировку на затянутых конусах и контрагайках (вы же не до конца затянули вторую пару, как я написал в предыдущем абзаце?). Итак:
Пошаговая инструкция по регулировке подшипников
Наглядно процесс затяжки конусных подшипников можно посмотреть на видео (которое вверху статьи) – начиная с отметки 32:00 [секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку]
Если ось люфтит вперед-назад, берем два ключа, надеваем их НА КОНТРАГАЙКИ, которые снаружи (с краев), и чуть-чуть затягиваем всю эту систему. Буквально на 1 градус. Проверяем. Люфтит – тянем еще на 1 градус. И так – пока люфт не исчезнет. Затем затягиваем до конца пару конус-контргайка (которую не дотянули до конца), контрольно проверяем люфт – и все, конец.
Если же вы решили перебрать подшипники и изначально перетянули конуса в момент подтяжки пары – то нужно ослабить зажим. Для этого со стороны фрихаба мы опять надеваем ключ на контрагайку (до конуса там достать невозможно) – именно поэтому там сразу тянем намертво. А с другой стороны ключ накидываем на конус, и ОТКРУЧИВАЕМ (ослабляем) на 1 градус буквально. Проверяем – не появился ли люфт. (Фишка в том, что если вы будете ослаблять за контрагайку с этой стороны – то она у вас открутится). Если люфт не появился – еще на 1 градус. Как только появится люфт – затягиваем все обратно на 1 градус ЗА КОНТРАГАЙКИ. Убираем люфт, протягиваем до конца пару конус-контрагайка, что недотянули и все. Ура!
На переднем колесе делается точно так же, только ослабляем систему хватаясь за два конуса, они доступны с обеих сторон (вы же не забыли предварительно снять пыльники?)
Одеваем пыльники
Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. (видео: 41:30 — как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его). Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой – искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.
Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и – у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!
Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка “под завязку”. Излишки выдавлены.
Если вы дочитали до этого места, и даже сделали все сами – я вас искренне поздравляю. По сути – это одна из сложных операций на велике, которую вы только что научились делать 🙂
Напишите в комментариях, решились ли вы перебрать подшипники – или же оставили все “как есть”? 😉
Алекс “На Байке” Сидоров
Оцените запись: