Какое давление качать в колеса?

Рекорд 40 километров

Мои друзья рассказывали, что на шоссейных кольцевых автогонках технари замеряют температуру асфальта на треке, потом записывают давление в колесах, марку резины и гонщик делает несколько кругов. Замеряют результат — меняют давление в колесах, и снова на круг.

Для чего? Чтобы выбрать оптимальное давление в колесах для определенной температуры асфальта и определенного трека. Так как на разных треках разные покрытия, и одно давление может не подходить для другого. По сути это «метод научного тыка» — и спортсмены как зеницу ока берегут свои записи.

Вообще, с колесами нужно быть аккуратными.

Потому что может быть так:

Взорвавшееся на тренировке колесо
Взорвавшееся на тренировке колесо
В худшем случае из-за колес может быть так - машина моя
В худшем случае из-за колеса может быть так — машина моя :) Ребра болели недели три потом.

В машину я обычно качаю вперед 3 атмосферы, назад 2,8. Это моя специфика, не все так любят (99%), потому что «жОстко ехать», в особенности с жесткой спортивной подвеской.

Сколько качать в велосипед?

Необходимое давление указано на боку покрышки
Необходимое давление всегда указано на боку покрышки

Так как в тачку я качаю «до упора» — поначалу я до упора качал и в колеса велосипеда. Т.е. если на камерах шоссейника Vittoria Zafirro Pro написана верхняя планка 145 psi(10 Bar) — я столько туда и набивал.

На горном велике — Schwalbe CX Comp с максимумом в 65 psi (4,5 Bar). Туда я тоже столько набивал. И ездил. Можете провести эксперимент. Оставить в колесе велика примерно 0,5 атмосферы и попробовать прокатиться по асфальту. Сразу почувствуете, что колесо попросту «не едет» и на асфальте такие же ощущения, как и по песку.

Лысый шоссейний слик
Шоссерный слик

Чем это хорошо?

Уменьшается пятно контакта с асфальтом/землей. В результате мне нужно потратить меньше сил, чтобы поддерживать скорость велосипеда. Так же на уменьшение сопротивления качению сильно влияет протектор колеса. На шоссейниках — это слик. Он узкий, минимальное пятно контакта, минимальное сопротивление качению, наилучший КПД.

Зимняя мягкая зубастая Кенда Клондайк
Зимняя мягкая зубастая Кенда Клондайк

На горных великах модно ставить «зубастую» резину. Держак у нее просто отличный. Но если гонять на ней по асфальту — она в конце сезона автоматически превращается в полуслик — центральные зубья стачиваются.

MTB-шный полуслик
MTB-шный полуслик — Швальба CX Comp.

Поэтому проще сразу взять нормальный полуслик для горника, если вы экстремально не гоняете. Я оценивал места своих передвижений с неделю, понял, что в грязь/болота/глину/песок залезать не собираюсь — а буду ездить по асфальту/грунтовкам — и взял себе полуслик. Очень доволен.

По весне замерил КПД между зубастой Кендой и полусликовой Швальбой, на одинаковом давлении, при одинаковой температуре и погодных условиях. Все равно было пора менять зиму на лето. Одну и ту же дистанцию я прошел на 15% экономичнее на Швальбе (замерял по количеству калорий) и на 20% выше была средняя скорость.

Чем это неудобно

Если качать колеса на велике до максимума — это «жёстко». На горном велике максимум, что страдает — это пятая точка, в которую отдается каждая неровность дороги. Если амортизационная вилка нормальная — то она отрабатывает мелкие кочки. Если это имитатор — то все грустно.

На шоссейнике максимальное давление в колесах — «кошмарно жестко». Мало того, что это норовит бить в зад (на наших дорогах) — зад можно приподнять и проехать. Но вот руки — убрать с руля просто невозможно. Попытки согнуть руки в локтях — чтобы амортизировать локтями, намотать побольше обмоток, не помогают. На плохой дороге где-то через 10-15 километров эта тряска полностью выматывает, и силы, потраченные на попытки амортизации убитой дороги просто кончаются.

А зачем ты столько качаешь?

Когда я спросил Федора, сколько он качает в свой шоссейник — он ответил, что «около 4-5 атмосфер».

В ответ на мои 10 — он сказал, что я сошел с ума, и столько он закачивает только на соревнования :) Кстати, во вторую поездку на шоссейнике камера у меня лопнула (была накачана до 10 атмосфер). Походу я влетел в какую-то яму — на MTB-шнике я на них вообще внимания не обращаю — а здесь она расслоилась по шву. Ну и камера стояла экстра-лайт.

Здесь, конечно же, есть обратная сторона медали. Если накачать в колеса меньше, чем указано на борту покрышки, то на какой-нибудь зловредной кочке/ямке/камешке можно «прокусить» камеру. Покрышка продавливается на ребре ямки до обода. И камера закусывается внутри покрышки между этой неровностью и ободом — и пробивается в двух местах. В общем — нужно искать тонкий компромиссный вариант :)

Я накачал 7 атмосфер и поехал на тренировку

Итоги тренировки 60 км
Итоги тренировки 60 км

Камеры, кстати, постоянно спускают. На горном велике — поменьше, на шоссейнике — побольше. Чем тоньше камеры — тем больше сочится из них воздух. Есть очень легкие и тонкие латексные камеры — они держат давление вообще 1-2 дня :) У меня на MTB за неделю уходит 1 атмосфера, на шоссейнике — 1 атмосфера уходит за 2 дня.

В этот раз я решил качнуть по минимальной планке — 7 атмосфер. Позвонил Федору — но его забрали «на картошку» — и я поехал один в 60 километровый круг.

Не знаю, что сыграло бОльшую роль. Может быть, меня меньше трясло. Возможно, я нормально восстановился (2 дня), возможно, был не очень сильный ветер (13км/ч), возможно — прохладная погода (17 градусов). Но в результате я поставил рекорд лучшего времени на участке в 40 км.

Сейчас я пока остановился на этом давлении — 7 атмосфер на тренировки. Будем посмотреть, как говорится.

График тренировки 60 км
График тренировки 60 км

Кстати, если на горном велике оставить 3 атмосферы (вместо 4,5) — то заднее колесо начинает мерзко подпрыгивать (как мячик) и пинаться в пятую точку :)

А сколько вы накачиваете в ваш велик?

Алекс «На Байке» Сидоров

Блюдо дня: Фанат игры FarCry 3 заморочился, собрал друзей и подругу — и отснял все в реале при помощи гоупрошки :)