Ода про ротацию цепей, их замену и попадос на 250$

Как определить, что срок службы велосипедной цепи подходит к концу? Очень просто. Взять линейку и замерить десять пар велосипедных звеньев. У новой цепи будет 10 дюймов, или 254 миллиметра.

А чем дальше этот показатель от изначального – тем больше выработка цепи, и тем сильнее она “растянута”. Причем, она не просто растягивается, она еще и “съедает” велосипедные звездочки, зубья которых в запущенном случае превращаются в такого рода “иголки”.

Как я попал на 250 баксов

Во времена первого велосипеда Haro Escape 8.1 мне никто не рассказывал, что “цепи растягиваются”, “звезды съедаются” и другие радости жизни. Я просто ездил, и где-то в конце лета ко мне в гости приехал друг Бармалей. Мы ему купили велик, такой же, как у меня, жил я тогда в подмосковье и мы выкатились на природу.

Все началось очень даже хорошо. Я поначалу ехал рядом с Бармалеем, а потом потихоньку начал показывать, чему я научился за это лето 🙂 т.е. “вы…пендриваться”. Поставил довольно таки “тяжелую” передачу (спереди самую большую звезду, сзади почти самую маленькую), разогнался на дне оврага и начал вваливать вверх по склону. Инерция заканчивалась – я встал на ноги и начал валить стоя.

Внезапно, вдруг (ну как всегда, ох, ах 🙂 ) сзади раздался какой-то щелчок и хруст. Я почему-то не смог провернуть педали на очередной оборот, они встали колом, вел тоже встал колом ну и я завалился в кусты. 

Бармалей неспешно догонял меня пешком, ну а я подбежал к своему байку. Глазам предстала печальная картина. Задний переключатель почему-то был завернут вверх и вперед, и затянут в спицы. Две спицы лопнуло. Цепь… Ах, эта цепь… Она была порвана.

Хронология развития событий (0.5 секунды)

Как оказалось. Я профукал момент максимальной растяжки цепи. Дал хорошую нагрузку. Цепь лопнула. Зацепила выступом задний переключатель, а так как я в этот момент вваливал стоя в гору – переключатель начало затягивать вверх. Петух (такая железка, которая одной стороной крепится к раме, а к второй стороне крепится переключатель) – был завернут в очень странную спираль. Затем переклюк сверху затянуло в спицы. Я богатырским движением ног две спицы порвал. И наконец-то все это остановилось вместе со мной, точнее остановило меня.

Все можно купить. Почти

Цепь купил новую (три).
Задний переключатель Shimano  XT (я уже успел его проапгрейдить, он был новый) – на свалку. Рамку крепления роликов повело так, что я ее не смог выправить. Результат – покупка нового.
Две спицы оказались самым дешевым из всего. 
Петух под мой велик – нигде не продавался.  Ни в одном закутке велоМосквы. Ни у официалов. Вообще нигде. Вот это была настоящая жопа. Из-за куска фрезерованного алюминия я не мог поставить переклюк, а велик не ехал без переклюка.

Вообще петух – как видно на фотографии – это сложно-выгнутая-фрезернутая-штампанутая штука, которая позволяет заднему переключателю корректно перемещаться относительно задней кассеты. И самая большая засада – на велосипеде КАЖДОЙ марки петух СВОЕЙ, и только своей формы/вида. Они между собой несовместимы ВООБЩЕ НИКАК.

К счастью на каком-то форуме мне подсказали контакты “своего” фрезеровщика. Я его вызвонил, встретился, показал загнутый буквой S петух и спросил “можно ли сделать новый, а лучше ДВА”! Он посмотрел на этот кусок металла, от которого зависела вся моя дальнейшая велокарьера, что-то сказал, что “нужно сначала этот править, потом делать оправку, иначе ничего не выйдет” и какие-то другие технические вещи.

Он сделал мне два петуха, не помню, сколько я ему отдал за это денег. Может много, может мало. Просто наличие этой железки давало возможность ездить, поэтому цена была неважна. Он даже попал во все размеры, когда их снимал с отрихтованного петуха. Все передачи переключались корректно. Через две с половиной недели простоя я вновь был на колесах.

Поэтому

Ребята, следите за цепью. Эта железка за 10 долларов может крепко попортить вам нервы.

Как следить за цепью, и продлить ей жизнь?

Просто. Для начала заводим привычку замерять ее “на растяжение”. И либо считаем сами километраж, либо поручаем это какой-нибудь программе. К примеру, я сам не слежу (сейчас), сколько я проехал на своей цепи/кассете/резине/велосипеде. Это делает за меня Garmin Connect.

Инвентарь в Garmin Connect

Заводим все свои железки (подверженные износу) в Инвентаре. И как только наступает момент замены по километражу – программа выбрасывает предупреждение. Здесь видно, что Цепь 1 отходила первый цикл (711 км), вторая цепь на подходе к замене на третью. Сразу видно, сколько отходила резина/звезды. Велосипед, кроссовки на других вкладках.

UPD: Цепь на фотографии оказалась латентно (скрытно) полностью сдохшей. Этот метод замера не смог показать, что цепь пора выбрасывать. Как это выяснилось – читайте здесь.

Длина 10 пар звеньев цепи 10 дюймов или 254 миллиметра

Саму цепь прикладываем к линейке.

Где заканчивается десятая пара? 255 мм. Еще походит.

И смотрим, где заканчивается десятая пара. Максимальное растяжение цепи нужно смотреть на сайте производителя под конкретную модель.

Замок цепи, или как ее снять?

Есть два способа. Первый – попроще (но изначально менее надежен), второй – посложнее.

Выработанный замок велосипедной цепи

Цепь может застегиваться, к примеру, при помощи специального замка. Такой замок можно купить отдельно, стоит он не сильно дорого. Из плюсов – нужны всего лишь плоскогубцы чтобы защелкнуть/расщелкнуть цепь и быстро ее снять/одеть. Из минусов – соединение не очень надежно. На Trek Equinox E7, когда я отмывал цепь, я его просто не заметил под слоем сала. Нашел только тогда, когда начал настраивать задний переключатель.

По привычке (когда-то у меня такой стоял на Харо) я потянулся за самыми большими плоскогубцами, чтобы расщелкнуть замок. Он защелкивается-расщелкивается с таким хорошим характерным щелчком. Однако, щелчка не последовало, и я с удивлением смог закрыть-раскрыть замок пальцами. Он ВООБЩЕ не защелкивался.

Посмотрите на фотку – и вы увидите, насколько он выработался. От подшипников на нем проточки глубиной где-то в 0,3-0,4 мм. Еще немного и абзац 🙂 Походу предыдущий хозяин купил этот замок вместе с велосипедом и за 6 лет не менял его ни разу 🙂

Ну а второй момент – при неудачном стечении обстоятельств этот замок с убитой фиксацией мог бы просто расстегнуться на ходу, и могло бы случиться повторение вышеописанной истории.

Надежно и правильно.

Выжимка пинов велосипедной цепи

Но менее удобно 🙂 Взять и купить выжимку цепи. И соединять – разъединять цепь при помощи нее.

Выжимки бывают разные – дешевые и не очень. У меня выжимка с поджимным болтом (видно слева), в котором установлен подпружиненный пин. Он удобен для совмещения двух частей цепи – т.е. заходит в незажатую цепь – удерживает ее. А когда вдавливаем штатный пин – подпружиненный уходит в поджимной болт. Его видно на нижней фотографии. Цену вопроса не помню   – покупал во времена первого велосипеда.

Разъединенная велосипедная цепь, пин до конца не выдавлен

Когда разбираете цепь – не выдавливаете пин до конца. Оставьте его немного торчать “внутрь” между щечками. Это вам поможет “вщелкнуть” и удержать другой конец цепи, когда будете ее ставить на велик. Со своей цепи я убрал парную часть от замка, чтобы собрать ее обратно уже без убитого замка.

Сколько цепей нужно для счастья?

2 из трех подменных цепей. Третья на велосипеде 🙂

Я остановился на трех. Для каждой цепи определил пробег в 700 километров для межинтервальной замены. Просто если вы будете ездить на одной цепи – то, когда вы проедете на ней 2000 километров – она растянется, и съест зубья на звездах. Если вы поменяете ее в этот момент на новую – то новая цепь начнет проскакивать на зубьях, так как у нее будет стандартный “новый” шаг в 25,4 мм между звеньями, а звезда уже будет иметь бОльший шаг под выработанную цепь. И придется менять звезды.

Как поставить цепь на велик?

Как пишут инструкции “собрать в обратном порядке” 🙂 Но здесь есть несколько нюансов. Первый – на заднем переклюке бывает такая поперечная пластинка между роликами. Если продеть цепь не с той стороны от этой пластинки – то она просто не будет нормально вращаться. Обидно заново распрессовывать цепь.

Запрессовываем пин велосипедной цепи

Второй момент – когда проденете цепь через все переключатели – ролики – кассеты, скиньте цепь с передних звезд к валу каретки. Тогда вам не придется преодолевать сопротивление пружины заднего переключателя, одновременно совмещать концы двух цепей и пытаться на это все насадить выжимку цепи для запрессовки пина, и попасть в запрессовываемый пин. Сэкономите много нервов – проверял на себе 🙂

Третий момент – постарайтесь не использовать для последующей распрессовки – запрессовки один и тот же пин дважды. Как это сделать – я не знаю, но по закону больших чисел из 116 пинов два раза подряд попасться один и тот-же не может 🙂

Четвертый момент – когда вы запрессуете пин – то цепь “сожмется” и зажмет ролик. Этого оставлять просто так не нужно, потому что цепь должна иметь свободу движения в поперечном направлении – ей по кассете скакать. Для этого – просто переворачиваем запрессовщик с другой стороны и слегка вдавливаем выскочивший пин на место (увидите, когда запрессуете).

После этого цепью можно пользоваться  на все 100%.

А как часто вы меняете цепь на вашем велосипеде?

Алекс “На Байке” Сидоров

Блюдо дня: Разминка на балке подъемного крана на высоте 100 метров без страховки. Адреналино-зависимые люди, однако 🙂

Прочитайте отзывы

  • Все верно. Нужно три цепи по 500 км, так вернее, но у тебя 53 цепи, я брал 93, поэтому зависит ещё и от качества цепи.

    • К ним еще крайне желательно все-таки брать либо выжимные пины, либо замки. Прошлым летом я умудрился порвать цепь и ободрал локоть и колено до мяса :) Повторная запрессовка старого пина все-таки дала негативный эффект - цепь расклепалась...

  • Добрый вечер!

    Подскажите, как вы добавили компоненты велосипеда в Garmin Connect?