Знаете, как обнаружить почти 90% неисправностей велосипеда? Поднять заднее колесо и крутнуть педали. А потом переднее и крутнуть его рукой. Если вы услышали мелодичный хруст при вращении колеса – значит пора озаботиться вопросом как перебрать подшипники.
Для профилактики “ступичные” 🙂 подшипники на велосипеде можно перебирать раз в год. Туда попадает вода, пыль, грязь, насыпные подшипники ржавеют. Если вы имеете привычку (или имеете возможность) мыть велик Кёрхером (мойкой высокого давления) – то большинству подшипников прийдет быстрый конец так же.
Содержание
Пришло время, и я записал просто-таки шикарный обзор трех различных втулок велосипеда, которые установлены на мои колеса.
Итак, наливайте чай, запасайтесь бутербродами, и смотрите этот специальный выпуск. Какую информацию вы сможете найти в данном выпуске (временные отметки):
Что делать, если в вашем инструментарии нет специального “тонкого” ключа для откручивания гаек конусных подшипников? Их можно очень просто заказать на eBay с бесплатной доставкой. Благо ценник там вменяемый – от 135 рублей, включая стоимость “бесплатной” доставки 🙂 .
Либо – можно найти ключи для конусных подшипников и на Aliexpress. Не рекомендую вам брать “универсальные” ключи, где с каждой стороны сделаны вырезы аж под две гайки. Думаю, что лучше взять по-отдельности и потом пользоваться ими долго и счастливо.
Обалденная вещь – неоднократно меня выручала от потери разного рода мелочевки. И если вы собираетесь разбирать конусные подшипники втулки колеса – это то, что вам нужно. Крайне рекомендую завести подобную магнитную тарелку – все болты и гайки можно будет спокойно в нее складывать без страха куда-либо их потерять.
Магнитная тарелка для мелочевки:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayTarelka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliTarelka
Как я упоминал в видео – я пользуюсь самой обычной смазкой из автомагазина. То есть, двумя смазками – первая – для тяжелонагруженных узлов, вторая – для подшипников втулки колеса, контактирующих с водой. Но, если вы предпочитаете специальные смазки для подшипников велосипеда – вы можете их найти как на Ali так и на eBay.
Смазка для подшипников и узлов велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBaySmazka
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliSmazka
В свое время я купил ключ – съемник для кассеты. Им можно воспользоваться, чтобы открутить гайку (LockRing), которая удерживает кассету на трещотке. А без этого вы просто не сможете подобраться к втулкам, чтобы перебрать подшипники.
Например – можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM – с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно – что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress – ссылка на съемник кассеты вот эта.
Чтобы удержать кассету от проворачивания, когда будете откручивать гайку – вы можете либо воспользоваться самодельным хлыстом, либо банально заказать нечто подобное. Опять же – если вы не снимете кассету – добраться до подшипников втулки колеса будет весьма затруднительно.
Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста – то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress – если вы привыкли покупать там.
Ссылка на динамометрический ключ из видео, который можно купить на eBay. Ищется по фразе “torque wrench 4-20nm” (кликабельно). Если вы привыкли покупать на Ali – вы сможете найти подобный ключ по этой ссылке.
Если в процессе ремонта вы обнаружите, что конусным подшипникам пришел конец (они заржавели, шарики съели поверхность и т.д.) – всегда есть возможность заменить их на новые. Единственное, нужно будет немного подождать, пока они не приедут из интернет-магазина 🙂
Предварительно замерьте все размеры осей на ваших колесах при помощи штангенциркуля. Найти их можно будет по ссылкам ниже:
Ось и конуса для передних/задних втулок:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayOs
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliOs
Если во время ремонта вы обнаружите, что шарики ваших подшипников из втулок колеса превратились в квадратики – мало приятного. Ну, или если промподшипники во втулках перестали крутиться – такое тоже бывает, когда в них попадает вода.
На самом деле – сильно расстраиваться не стоит – у меня неоднократно бывали такие ситуации. Найти подшипники для втулок колеса можно по ссылкам ниже:
Подшипники для велосипедных втулок переднего и заднего колеса:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBearing
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBearing
Если шарики из насыпных подшипников втулки колеса превратились в кубики – то можно поискать аналогичные в магазине. Предварительно обязательно замерьте их диаметр штангенциркулем – чтобы заказать точно такие же.
Шарики для конусных насыпных подшипников велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayBalls
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliBalls
Если уже “ничего не помогает” и подшипники втулки переднего колеса пришли в полную негодность – не повод расстраиваться. В наше время можно подобрать запчасти на любой вкус и бюджет.
Если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Втулки переднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayFrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliFrHub
То же самое – со втулками заднего колеса велосипеда. Если подшипники втулки полностью уничтожены, и поверхность, по которой катятся шарики совсем никакая – можно поискать подходящие в магазинах. Опять же – сразу не расстраивайтесь – цены очень разные – на любой кошелек.
Как я писал выше – если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Втулки заднего колеса для велосипеда:
eBay ► https://alexonbike.ru/eBayRrHub
AliExpress ► https://alexonbike.ru/AliRrHub
И если вовремя их не перебрать – то начинают ржаветь поверхности качения. Шарики превращаются в квадратики, колесо вращается все хуже и хуже. Если конусные подшипники недотянуты – то они тоже разобьются. Проверить можно просто – беремся за обод колеса, и качаем его поперек (влево-вправо по ходу движения). Если в оси есть люфт – вы почувствуете такие щелчки под пальцами (видео: 35:20 — что делать, если ось втулки колеса люфтит). В результате можно попасть на замену втулки с переборкой колеса. Вам это надо? 🙂
Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Вы можете об этом прочитать в статье Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда.
Готовим инструменты. Вообще, нам, велосипедистам, об инструментах можно говорить очень долго. Хочется, чтобы они были и легкими, и качественными. Я потратил некоторе время, чтобы сделать обзор велосипедного мультитула RockBros 16в1, и обзор мультитула для велосипеда 14в1. Как оказалось – больше – не значит лучше, и мультитул 14в1 оказался более функционален, чем 16в1.
Итак, чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае – это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно 🙂
Если у вас вдруг не найдется второго (или даже первого) конусного ключа, и вы захотите повторить мой опыт – то:
1. Обязательно наденьте защитные очки. В глаза пыль и мелкие осколки от наждачного круга летит только в путь.
2. Поставьте рядом ведерко с водой, и почаще макайте туда ключ. Если он почернеет в процессе заужения – то можете его выкидывать.
Чтобы перебрать подшипники конусного типа, их необходимо для начала разобрать. Весь процесс можно посмотреть на видео с отметки 22:00 (как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках). Итак, с двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы – то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его – из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики.
Если у вас дисковые тормоза, то я порекомендую вам предварительно снять диски со втулки, в противном случае, вы можете их либо погнуть, либо порезаться об них, либо они банально будут вам мешать откручивать конусные гайки. Когда их будете ставить обратно на втулку – обратите внимание на пару хитростей, которые помогут вам сэкономить нервы и деньги (видео: 14:00 — хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу).
Кстати, в свое время я совершил досадный промах с дисковыми тормозами и перешел на гидравлику, с тех пор стараюсь использовать только такой тип тормозов. В качестве лирического отступления можете почитать, как я однажды все-таки умудрился укатать дисковую гидравлику Hayes HFX Mag из-за своей “жабы” 🙂
Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри (видео: 24:20 — как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять). Это поможет в дальнейших поисках 🙂 Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки – очень удобно.
Примерно вот это должно вытащиться из втулок:
Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.
Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики – то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные 🙂 Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник попала вода и они заржавели – и это основная причина перебрать подшипники (видео: 50:30 — дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда). А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:
Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности – лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.
Берем тряпку (в тяжелых случаях – спирт или бензин) и вычищаем все то, что было во втулках.
Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку, чтобы перебрать подшипники. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно. О смазке можно посмотреть в видео, с отметки 09:00 (2 смазки для подшипников — профессиональная и водоустойчивая)
Кстати, в этом же видео можно увидеть, что произошло с этой синей смазкой через два года, после того, как я перебрал подшипники (с отметки 19:15 — что происходит со смазкой во втулке колеса через два года).
У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные – снимите перед установкой, ниже объясню – зачем.
Когда прилепите все шарики – намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки – выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аааккурааатно вставляйте ось во втулку (видео: 28:30 — как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся). Если вы заденете какой-нибудь шарик – он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его – упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал 🙂
Примерно то же самое произошло, когда я снимал видеообзор, правда ситуация оказалась еще более комичной – прямо в процессе разборки втулки Shimano 3 (три!) шарика провалилось внутрь втулки и мне пришлось их оттуда доставать (время 48:00 — какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки).
Вообще есть еще промподшипники (классические) – они просто вставляются во втулки и протягивать их не нужно. У меня на MTB-шнике так. Правда это стОит дороже, но и дольше ходит, да и геммороя меньше с обслуживанием. Выпрессовал – запрессовал новый и поехал дальше.
На шоссере (да и на большинстве других велов) как раз насыпные подшипники. И вот здесь-то нужно затянуть конуса ровно столько, сколько нужно. Ни меньше, ни больше. Потому что, если перетянете – то шарики будут зажаты, быстро выработаются и колесо будет туго крутиться. Если недотянете – будет люфт – тоже разобьют все поверхности.
Задача – поймать момент, когда исчез люфт. Это 1-2-3 градуса поворота гаечного ключа. Делается это так: затягиваем конус пальцами, чтобы он уперся в шарики. Беремся за ось – и начинаем ее пальцами же шатать поперек оси (т.е. если поставите колесо как обычно, то шатать ось нужно вперед-назад по направлению к ободам). Люфт чувствуется пальцами сразу. Если люфтит – пальцами же чуть подтягиваем конус. Как только люфт исчез – мы нашли нужный момент затяжки.
После этого накидываем на конусную гайку – шайбу и контрагайку. И затягиваем эту контрагайку, удерживая конусную гайку (ту фигню, которая прилегает к шарикам и навинчивается на ось) вторым ключом. [Понятно объяснил? :)] Чаще всего тут и именно тут наступает абзац. Конусная гайка проворачивается под усилием ключа – и либо перетягивается, либо ослабляется – и ось начинает люфтить.
Тут можно потратить часы в ловле нужного момента и кучу нервов. Если не использовать маленькую хитрость. Тогда это займет минут 15 на все. Когда я снимал видео – я, к тому же, упустил момент предварительной затяжки конусов, и собрал втулку неправильно – пришлось разбирать-собирать заново (видео: 01:00:40 — где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса).
Для задней втулки – сначала всегда затягиваем конусную и контрагайку со стороны фрихаба – жестко и до упора. Они загоняются внутрь фрихаба (вместе с пыльником) – и конусную гайку ключом достать уже невозможно – только контровую.
Регулировку задней втулки производим с другой стороны (там может стоять диск, если дисковые тормоза, если ободные – там пусто). Так вот – с другой стороны подтягиваем конус до шариков как я выше писал, накидываем шайбу и контру и затягиваем их друг относительно друга, почти до максимума (именно почти). Цель этого – возможность их провернуть с большИм усилием ключом. Если сразу затянете намертво – то попросту не провернете.
Скорее всего у вас все либо перетянется (крутите пальцами ось – а она так наощупь – крык-крык-крык), либо залюфтит. И вот тут мы начинаем регулировку на затянутых конусах и контрагайках (вы же не до конца затянули вторую пару, как я написал в предыдущем абзаце?). Итак:
Наглядно процесс затяжки конусных подшипников можно посмотреть на видео (которое вверху статьи) – начиная с отметки 32:00 [секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку]
Если ось люфтит вперед-назад, берем два ключа, надеваем их НА КОНТРАГАЙКИ, которые снаружи (с краев), и чуть-чуть затягиваем всю эту систему. Буквально на 1 градус. Проверяем. Люфтит – тянем еще на 1 градус. И так – пока люфт не исчезнет. Затем затягиваем до конца пару конус-контргайка (которую не дотянули до конца), контрольно проверяем люфт – и все, конец.
Если же вы решили перебрать подшипники и изначально перетянули конуса в момент подтяжки пары – то нужно ослабить зажим. Для этого со стороны фрихаба мы опять надеваем ключ на контрагайку (до конуса там достать невозможно) – именно поэтому там сразу тянем намертво. А с другой стороны ключ накидываем на конус, и ОТКРУЧИВАЕМ (ослабляем) на 1 градус буквально. Проверяем – не появился ли люфт. (Фишка в том, что если вы будете ослаблять за контрагайку с этой стороны – то она у вас открутится). Если люфт не появился – еще на 1 градус. Как только появится люфт – затягиваем все обратно на 1 градус ЗА КОНТРАГАЙКИ. Убираем люфт, протягиваем до конца пару конус-контрагайка, что недотянули и все. Ура!
На переднем колесе делается точно так же, только ослабляем систему хватаясь за два конуса, они доступны с обеих сторон (вы же не забыли предварительно снять пыльники?)
Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. (видео: 41:30 — как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его). Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой – искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.
Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и – у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!
Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка “под завязку”. Излишки выдавлены.
Если вы дочитали до этого места, и даже сделали все сами – я вас искренне поздравляю. По сути – это одна из сложных операций на велике, которую вы только что научились делать 🙂
Напишите в комментариях, решились ли вы перебрать подшипники – или же оставили все “как есть”? 😉
Алекс “На Байке” Сидоров
Прочитайте отзывы
Здравствуйте! Я с детства перебираю подшипники на велосипеде. Сложного ничего нет.
Спасибо вам БОЛЬШОЕ, за такой подробный обзор!!!
Благодарю Вас, Дмитрий, за отзыв. Рад, что вам понравился обзор :)
можно ли вместо подшипника с 7 шариками и сепаратором установить (насыпать) просто 9 шариков?
Конусные гайки-как выбрать? чем дороже тем крепче сталь? или самое главное смазка и регулировка?
Меня мастер развел-сказал чашка в колесе с зазубренной-надо колесо менять-а оказалось только подшипник и конусную гайку! Дешевле самому делать!
Дима, добрый день!
Если честно - я не пробовал. На самом деле - та конфигурация, что предусмотрена производителем изначально работает хорошо, если качественные компоненты :) Еще по поводу замены - находятся кулибины, которые вместо обычно чашки-шариков ставят промподшипник - но тогда придется точить специальную ось, чтобы они на нем держались, т.е. тут вопрос наличия токаря и токарного станка.
Если чашка с зазубриной (не трещиной) - т.е. там "съело" немного поверхности от ржавчины - это не сильно страшно. На скорость это сильно влиять не будет, так как ваша масса вместе с велосипедом значительно больше того момента, который придется приложить к подшипнику, чтобы он крутился ;)
Ну а по поводу отдельной замены чашки и гайки - я в свое время где-то находил чашки отдельно, но уже не помню где... можно поискать, и заменить.
Цена оси-гайки-чашки на качество не сильно влияет. Должен быть закаленный металл. Чаще всего оси с гайками продаются "сырые" и через некоторе время они банально гнутся. На предыдущем велике (недорогом) я задолбался их менять - и заказал полые оси на заводе у токаря, который их выточил из нормальной стали ну а потом закалил.
Закалка проверяется обычным надфилем (напильником) - опять же "не от дури" и нужен небольшой опыт. Если попробовать сточить надфилем мягкий (незакаленный) металл - то он будет его стачивать, и появляется стружка. Если же металл нормально каленый - то надфиль будет по нему "скользить" и стружки не будет.
Как-то так :)
Всё довольно подробно и грамотно. Но, я бы не рекомендовал пользоваться магнитом. После намагничивания шарики будут собирать металлическую пыль и станут квадратными.
Благодарю за комментарий, Игорь. А, может они просто отполируются лучше от пыли? :)
Здравствуй Дмитрий! Если сможешь помоги информацией или советом. Хочу восстановить заднее колесо велосипеда HILAND c трещеткой 21 скорость на 29. Открутилось стопорное кольцо и блок звездочек сдвинулся наружу. Велосипед новый но почему-то смазки там не было и все шарики высыпались в траву и вместе с ними покинули колесо и собачки с пружинным кольцом остались только уплотнительные шайбы. Я не знаю диаметр шариков, собачек и пружинного кольца. Короче не знаю за что зацепиться. Помоги если сможешь. Заранее благодарен
Проще сходить в какой-нибудь ремонтный центр, где ребята все подберут :)