Мои друзья рассказывали, что на шоссейных кольцевых автогонках технари замеряют температуру асфальта на треке, потом записывают давление в колесах, марку резины и гонщик делает несколько кругов. Замеряют результат – меняют давление в колесах, и снова на круг.
Для чего? Чтобы выбрать оптимальное давление в колесах для определенной температуры асфальта и определенного трека. Так как на разных треках разные покрытия, и одно давление может не подходить для другого. По сути это “метод научного тыка” – и спортсмены как зеницу ока берегут свои записи.
Содержание
Вообще, с колесами нужно быть аккуратными.
Потому что может быть так:
В машину я обычно качаю вперед 3 атмосферы, назад 2,8. Это моя специфика, не все так любят (99%), потому что “жОстко ехать”, в особенности с жесткой спортивной подвеской.
Сколько качать в велосипед?
Так как в тачку я качаю “до упора” – поначалу я до упора качал и в колеса велосипеда. Т.е. если на камерах шоссейника Vittoria Zafirro Pro написана верхняя планка 145 psi(10 Bar) – я столько туда и набивал.
На горном велике – Schwalbe CX Comp с максимумом в 65 psi (4,5 Bar). Туда я тоже столько набивал. И ездил. Можете провести эксперимент. Оставить в колесе велика примерно 0,5 атмосферы и попробовать прокатиться по асфальту. Сразу почувствуете, что колесо попросту “не едет” и на асфальте такие же ощущения, как и по песку.
Чем это хорошо?
Уменьшается пятно контакта с асфальтом/землей. В результате мне нужно потратить меньше сил, чтобы поддерживать скорость велосипеда. Так же на уменьшение сопротивления качению сильно влияет протектор колеса. На шоссейниках – это слик. Он узкий, минимальное пятно контакта, минимальное сопротивление качению, наилучший КПД.
На горных великах модно ставить “зубастую” резину. Держак у нее просто отличный. Но если гонять на ней по асфальту – она в конце сезона автоматически превращается в полуслик – центральные зубья стачиваются.
Поэтому проще сразу взять нормальный полуслик для горника, если вы экстремально не гоняете. Я оценивал места своих передвижений с неделю, понял, что в грязь/болота/глину/песок залезать не собираюсь – а буду ездить по асфальту/грунтовкам – и взял себе полуслик. Очень доволен.
По весне замерил КПД между зубастой Кендой и полусликовой Швальбой, на одинаковом давлении, при одинаковой температуре и погодных условиях. Все равно было пора менять зиму на лето. Одну и ту же дистанцию я прошел на 15% экономичнее на Швальбе (замерял по количеству калорий) и на 20% выше была средняя скорость.
Чем это неудобно
Если качать колеса на велике до максимума – это “жёстко”. На горном велике максимум, что страдает – это пятая точка, в которую отдается каждая неровность дороги. Если амортизационная вилка нормальная – то она отрабатывает мелкие кочки. Если это имитатор – то все грустно.
На шоссейнике максимальное давление в колесах – “кошмарно жестко”. Мало того, что это норовит бить в зад (на наших дорогах) – зад можно приподнять и проехать. Но вот руки – убрать с руля просто невозможно. Попытки согнуть руки в локтях – чтобы амортизировать локтями, намотать побольше обмоток, не помогают. На плохой дороге где-то через 10-15 километров эта тряска полностью выматывает, и силы, потраченные на попытки амортизации убитой дороги просто кончаются.
А зачем ты столько качаешь?
Когда я спросил Федора, сколько он качает в свой шоссейник – он ответил, что “около 4-5 атмосфер”.
В ответ на мои 10 – он сказал, что я сошел с ума, и столько он закачивает только на соревнования 🙂 Кстати, во вторую поездку на шоссейнике камера у меня лопнула (была накачана до 10 атмосфер). Походу я влетел в какую-то яму – на MTB-шнике я на них вообще внимания не обращаю – а здесь она расслоилась по шву. Ну и камера стояла экстра-лайт.
Здесь, конечно же, есть обратная сторона медали. Если накачать в колеса меньше, чем указано на борту покрышки, то на какой-нибудь зловредной кочке/ямке/камешке можно “прокусить” камеру. Покрышка продавливается на ребре ямки до обода. И камера закусывается внутри покрышки между этой неровностью и ободом – и пробивается в двух местах. В общем – нужно искать тонкий компромиссный вариант 🙂
Я накачал 7 атмосфер и поехал на тренировку
Камеры, кстати, постоянно спускают. На горном велике – поменьше, на шоссейнике – побольше. Чем тоньше камеры – тем больше сочится из них воздух. Есть очень легкие и тонкие латексные камеры – они держат давление вообще 1-2 дня 🙂 У меня на MTB за неделю уходит 1 атмосфера, на шоссейнике – 1 атмосфера уходит за 2 дня.
В этот раз я решил качнуть по минимальной планке – 7 атмосфер. Позвонил Федору – но его забрали “на картошку” – и я поехал один в 60 километровый круг.
Не знаю, что сыграло бОльшую роль. Может быть, меня меньше трясло. Возможно, я нормально восстановился (2 дня), возможно, был не очень сильный ветер (13км/ч), возможно – прохладная погода (17 градусов). Но в результате я поставил рекорд лучшего времени на участке в 40 км.
Сейчас я пока остановился на этом давлении – 7 атмосфер на тренировки. Будем посмотреть, как говорится.
Кстати, если на горном велике оставить 3 атмосферы (вместо 4,5) – то заднее колесо начинает мерзко подпрыгивать (как мячик) и пинаться в пятую точку 🙂
А сколько вы накачиваете в ваш велик?
Алекс “На Байке” Сидоров
Блюдо дня: Фанат игры FarCry 3 заморочился, собрал друзей и подругу – и отснял все в реале при помощи гоупрошки 🙂